Сибирские огни, 1961, № 7
тельным советским поэтом для рез ковпечатляющего изображения собы тий нашей эпохи. Вспомните, что в гла ве «Так это было» есть строки: «Так на земле он жил и правил, держа бразды крутой рукой!» Там же встречаются та кие словосочетания, как «закон пре зрев», или даже такой, характерный для поэзии первой половины прошлого сто летия эпитет, как «сын Востока». Но в том-то и дело, что все это органи чески «вплавлено» в интонацию имен но Твардовского, в его ярко индивиду альный поэтический почерк, — почерк крупного представителя социалистиче ского реализма, победоносного творче ского метода двадцатого века! Нет никаких сомнений в том, что его эстетические принципы и сама стихот ворная ткань «За далью— даль» еще дол го будут давать повод к плодотворным спорам, интересным исследованиям. 2. „И все одна командировка ...“ Не полностью выяснен также вопрос О том, в какой связи с предшествующим творчеством Твардовского находится это сложнейшее произведение. А вопрос этот интересен! В самом деле, объясняется ли возник новение замысла «За далью—даль» от важными признаниями автора об испы танном им творческом кризисе и дальней дороге, как способе ликвидации этого кризиса? Мне думается, что критик Б. Сарнов в статье «С художника спросится» (Ли тературная газета» от 17 мая 1960 года) слишком уж буквально принял одно из авторских свидетельств по этому поводу. Процитировав очень интересные стихи Твардовского о... плохих стихах, кото рые, как казалось поэту, стали выхо дить из-под его пера: Дрова как будто и сухи. Да не играет печка. Стихи как будто и стихи, Да правды ни словечка, — критик заявляет: ( «Это и заставило его круто переме нить привычное житье-бытье и, очертя голову, кинуться в далекое путешест вие». И вслед за этим Б . Сарнов приводит такие строки из «За далью—даль»: Изведав горькую тревогу, В беде уверившись вполне, Я в эту бросился дорогу, Я знал, она поможет мне... Если видеть в таком (хотя бы и кате горичном) заявлении мотивировку и пер вопричину создания «За далью—-даль», то выходит: «не было бы счастья, да не счастье помогло»! Полно, так ли? И правомерно ли пред ставлять автора «За далью—даль» эта ким сиднем, для которого дорога — нечто совершенно не свойственное, лома ющее «привычное житье-бытье», и, бо лее того, нечто такое, на что и решиться- то он смог лишь — «очертя голову»? Трудно представить себе что-либо бо лее далекое от истинного положения вещей! Критик мог бы и на страницах этого же произведения найти авторские при знания совсем другого рода, причем в одном из них дословно повторяется строка: «Я в эту бросился дорогу». Ког да поэт любовался из вагонного окна Дальним Востоком, ему почудился зна комый упрек: «Ты краю этому и года не уделил. И верно — нет!»— ...И не тому ли я упреку Всем сердцем внял моим, когда Я в эту бросился дорогу В послевоенные года? Чрезвычайно существенно и такое об ращение к читателю: Продолжим, стало быть, беседу. Для одного тебя, учти, Я с юных лет иду и еду И столько лет уже в пути. И все одна командировка, — Она мне слишком дорога... И это живо напоминает начало одной из глав «Василия Теркина»: Я покинул дом когда-то. Позвала дорога вдаль. Прямая смысловая перекличка — не правда ли? Следует обратить внимание на то, что «дорога» — это, пожалуй, любимое сло во поэта1 Именно с образом «позвавшей вдаль» дороги и человека, движущегося по ней, очень часто связано в поэзии Твардовского восприятие нашей дейст вительности и, более того, — само поня тие «Родина»! В этом для него, видимо, особенно плодотворный способ постижения и твор ческого освоения жизненного материала, едва ли не любимый прием художествен ного высказывания. Займитесь увлекательным трудом — перечитайте страницу за страницей хо тя бы двухтомник А. Твардовского, и з данный в третий раз в 1957 году: вы увидите человека на дороге бессчетное количество раз! Любопытно, что даже строчки забавно-наивного детского сти хотворения, запомнившиеся замечатель ному поэту и приводимые им в автобио графии, тоже содержат этот мотив. Не очень вяжутся с привычным «житьем-бытьем» Твардовского, как это понимает Б. Сарнов, ни стихотворение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2