Сибирские огни, 1961, № 7
Десять лет возводил он это грандиоз ное сооружение, создавая своего рода поэтическую энциклопедию жизни стра ны в пятидесятых годах нашего века. В полном соответствии с принципом социалистического реализма он правди во изображал жизнь в ее революционном развитии — и сам двигался вровень со временем, сам в чем-то изменялся — поэма отражает не только обогащение исторического опыта народа, но и обога щение жизненного (в том числе — ин теллектуального) опыта ее лирического героя, сложные изменения в его созна нии, нелегкую, порой мучительную пере оценку некоторых исторических явле ний. Пожалуй, никогда еще в нашей поэзии не наблюдалось такого чудесного сплава глубинно-сердечной исповеди — с ор ганно-звучной публицистической про поведью, такого полнейшего слияния «самораскрытия» авторской души, от кровеннейшего рассказа о своих, вроде как узко-личных переживаниях — трево гах и радостях, — с торжественным во спеванием героических дел партии и на рода. Уделив едва ли не большинство строк, строф, страниц «За далью—даль» сво им ощущениям, своим глубоким раз думьям о судьбах народа, о литературе, о предназначении поэта, о собственных творческих трудностях, воспоминаниям о детстве и т. д., . он мог с полным правом заявить в последней главе: ...Так песня спелась. Но. может, в ней отозвались Хоть как-нибудь наш труд и мысль. И наша молодость, и зрелость, И эта даль, И эта близь? Конечно, мимо внимания читателя ие пройдут ни осторожно предположитель ное «может», ни резко-ограничительное «хоть как-нибудь», ни вопросительный знак в конце этих строк. Что ж, это ес тественная авторская скромность. Но нам-то ясно, что все это действительно живет в произведении, что все это, за ставлявшее усиленно биться сердце ав тора, горячо отозвалось и в наших серд цах! Вспомним, что, печатая первые главы поэмы, автор сопроводил их таким жан ровым определением: «Из путевого днев ника». В самом деле, внешний «каркас» поэ мы — это как будто впечатления пасса жира поезда, причем сама последова тельность объектов поэтического изобра жения, как правило, связана с железно дорожным маршрутом. Перед нами, как бы увиденные из ок на вагона, развертываются картины род ных просторов — и московские предме стья, и «матушка Волга», и «батюшка Урал», и Сибирь («И лег, и встал, и сно ва за полотном пути — Сибирь!»). По том — Дальний Восток, тихоокеанское побережье... Реалистически, с сочной бытовой конкретностью, воспроизведена и атмо сфера вагонного быта, — эти неизбеж ные Полузнакомства в коридоре, Где на двоих-троих окно. Где моряка хрустящий китель В соседстве с мягким пиджаком. Где областной руководитель — Не в кабинете со звонком. Где в орденах старик кудрявый Таит в улыбке торжество Своей, быть может, громкой славы. Безвестной спутникам его... ...Все сведены дорожной далью: И тот, и та, и я, и вы, И даже — к счету — поп с медалью Восьмисотлетия Москвы. С поистине удивительной творческой смелостью и своеобразием достигает по эт совмещения условности и реальности, допуская, как только это становится ему нужным, сознательное смещение пла нов: за те дни, пока идет по рельсам по эмы столь достоверный, и вместе с тем, совсем необычный поезд — за его ок нами проходят многие годы. Подводя на последних страницах ито ги увиденному и поведанному, окидывая прощальным взглядом только что завер шенный десятилетний путь, поэт воскли цает: А сколько дел, событий, судеб, Людских печалей и побед, Вместилось в эти десять суток. Что обратились в десять лет! В самом деле, чем омрачалось ра достно-возбужденное настроение автора в начале путешествия? Мыслью о том, что за дальневосточными рубежами Ро дины... «длится вновь бессонный труд, страда защитников Кореи. С утра уста лые ревут береговые батареи...» Это — безошибочно точный хроно логический ориентир: 1950 год. А между тем, рассказывая о дальней шем маршруте поезда, поэт страстно от кликается на такие события, как восста новление социалистической законности, движение молодежи на целину и вели кие стройки коммунизма в Сибири, изме нения в колхозной жизни во второй по ловине пятидесятых годов и т. д. И путь поезда начинает представлять ся нам путем самой страны: Спасибо, Родина, за счастье, С тобою быть в пути твоем! За новым трудным перевалом — Вздохнуть с тобою заодно, И дальше в путь — большим иль малым, Ах, самым малым — все равно Она моя —твоя победа! Она моя —твоя печаль, Как твой призыв: Со мною следуй.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2