Сибирские огни, 1961, № 7
чтобы здесь, на пустынном берегу тундрового о зера найти конец своего земного пу ти? Об этом молчат и легенды... Больше тысячи лет назад приходили в тундру за падно-сибирского севера люди и, возвращаясь , рассказывали о встреченных ими «человецех незнаемых». Долго, упорно искали русские мужи дорогу « за Ю груи с Самоядь». И нашли ее. Да не одну! Есть на западном побережье Ям ала устье реки Морды-яха. В глубокой древности к этому устью пришли русские кочи. Ос торожно двинулись они вверх по реке, и люди в кочах с опаской и любопытством разглядывали низкие берега. Так вошли кочи в озеро Ямбу-то, покрытое белыми барашками пенистых волн, затем по вытекающей из озера реке Се-Яха спус тились в бурную, как море, Обскую губу. Они шли встречь солнцу, вошли в Та- зовскую губу. Позже з а триста верст от устья реки Таз заложили землепроход цы легендарный город Мангазею, названием которого увековечил кочевавший здесь ненецкий род Монкаси. Канули в Лету века . Исчезла Мангазея. Затянула тундровая земля место сказочно богатого города, слава о котором ш ла некогда по всему древнему ми ру. Но просторы Ямала , тазовская, гыданская, ямальская тундры, земли самоед ские все манили и манили к себе исследователей. Знали ненцы: там, где кончается их земля , где несколько месяцев подряд виснет над тундрой черная ночь, за льдами, покрывшими море, есть священный остров Сэр-Нго — белый остров. И верили: живет там Сэр-Ирику — Белый Ста рик. Не смеет женская нога ступить на священную землю острова. Только ненцы мужчины, те самые, которых именовали «самоедцами», по льдам переходили про лив, чтобы принести оленей в жертву своему божеству Сэр-Ирику. О существовании острова Белый и пролива, отделяющего его от Ямала, уз нали русские люди. О тряд мореплавателей под командой Малыгина прошел че рез этот пролив в Обскую губу и проложил курс вдоль восточных берегов полу острова. Тогда-то и появилась, пусть далеко не точная, во многом приблизитель ная п е р в а я карта Ям ала с новым маршрутом в Обдорию. В 1771 году, через тридцать шесть лет после этого путешествия, в устье Оби, к берегам студеного моря добрался студент Василий Федорович Зуев — участник знаменитой экспедиции Петра Симона Палласа. Будущий академик. Зуев дал интереснейшее «Описание живущих Сибирской Губернии в Березовском Уезде Иноверческих народов Остяков и Самоедцев». «Самоедская земля , последняя часть к северу , сколь дикая в своем звании и состоянии, столь равным образом и дикими народами обитаема...» — писал он. И. многим восхищался. Характером и обычаями «самоедцев», северным сиянием,, природой летней тундры , тем, что в этих землях «...между ранним вечером и ночью почти различия нету, и без привычки на первый случай уснуть нельзя». «Кто желает сими приятностями наслаждаться, — писал Василий Федорович, — то пускай сам туда съездит , тогда увидит и мне поверит, сколь прелестное лет нее тамошней страны состояние». «Тамошней страны состояние» привлекало внимание многих путешественни ков, ученых, исследователей. С невероятными трудностями, по крупицам соби рались сведения о далекой ямало-ненецкой земле. Но огромная, превышающая площадь Франции, она и поныне нуждается в широком изучении, до сих пор ос таваясь в некоторой части не обжитой. Как мечталось на протяжении многих лет своими глазами увидеть ямаль скую тундру! Как хотелось увидеть людей тундры! «В разных промыслах трудолюбивы, — писал о них путешественник, — и. в трудах прилежны, а особливо нол женской, для честного честны и ласковы, с соседями согласны легкомысленны, странно приимчивы, в спорах уступчивы и при их дикости верны и справедливы». И не оставляла мечта, рожденная книжками Джека Лондона, на ветвях ста рой шелковицы, в городке на берегу Сулы, пропахшем яблонями и вишнями,— побывать в тундре, побродить по тайге... Она сбылась два десятка лет спустя. С тех пор накрепко овладели сердцем просторы далекого Севера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2