Сибирские огни, 1961, № 6
в те именно моменты, когда они более всего в этом нуждаются. Как видим, кри тик вовсе не навязывает писателю не что, чуждое его дарованию. Напротив, он исходит из особенностей таланта дан ного писателя, он показывает пути, ве дущие к расширению сферы мастерства именно этого, своеобразного таланта. Это же умение увидеть художника в его разнообразных возможностях, во внутренней логике его развития, соотне сенной с логикой развития всей совет ской литературы, сказывается в статье, посвященной творчеству Тынянова, — одной из самых удачных в сборнике. Проявляется оно и в статье, анализиру ющей «Сентиментальный роман» В. Па новой, «После свадьбы» Д. Гранина, «Жестокость» и «Испытательный срок» П. Нилина. Эти книги вызвали страст ную полемику в нашей критике. В. Ко- стелянец, как и в других своих статьях, активно включается в полемику. Но преимущество его подхода к названным книгам выражается в том, что он рас сматривает их в перспективе развития нашей литературы, в связи с теми обще значительными конфликтами и пробле мами, которые возникли перед ней в по следние годы. Потому-то ему удается сказать об этих книгах много нового, а такой, например, вещи, как «Испыта тельный срок», дать совсем свежее ис толкование. Сборник статей В. Костелянца отли чается ярко выраженной теоретической направленностью. Умело, убедительно и тонко сделанные разборы и анализы произведений всегда ведут критика к раз мышлениям, обобщениям и выводам об общих закономерностях развития со ветской литературы; о природе конфлик тов, возникавших перед нашими писате лями на разных этапах развития совет ского общества; о сменявших друг друга литературных героях — преемственно между собой связанных и, вместе с тем, очень друг на друга непохожих. Здесь хотелось бы остановиться лишь на вопросе о своеобразии художника, те оретически наиболее разработанном в книге, в особенности в открывающей ее статье — «Горький и проблема творче ской индивидуальности». Каковы истоки художественной ориги нальности, каковы пути ее формирова ния? Опираясь на идеи Горького, на многочисленные его высказывания, кри тик показывает, что художественная ин дивидуальность — сложный и чудесный сплав объективных и субъективных на чал. Художественная оригинальность — не просто «божий дар», она вырабаты вается и достигается ценой огромных усилий. И во многом она определяется той сферой действительности, которая становится сферой творчества данного художника. Надо отметить, что в статье о Горьком речь идет не только о трактовке вели ким писателем проблемы творческой оригинальности. Речь, по существу, то и дело заходит об эстетических взглядах Горького. Мы помним, как эти взгляды в свое время «укладывались» в несколь ко тощих формул. Б. Костелянец подхо дит к этому вопросу по-новому, он видит именно те реальные вопросы эстетики, которые возникали перед Горьким и тре бовали своего решения. Он, по сущест ву, намечает новую, любопытную трак товку эволюции эстетических взглядов. Горького. Но здесь хотелось бы боль шей обстоятельности. Иногда критик, верно наметив и обозначив проблему, возникшую перед Горьким, ограничива ется слишком скупым и фрагментарным ее истолкованием. Впрочем, эстетиче ские взгляды Горького — это тема осо бой работы или даже многих будущих работ наших литературоведов... Книгу Б. Костелянца завершает боль шая статья-исследование «Традиции бо евого жанра» — об истории русского- очерка от Радищевского «Путешествия» до «9-го января» М. Горького. Эта ста тья, содержащая разбор десятков произ ведений очерковой литературы, создает интересную, живую и содержательную картину развития русского очерка на протяжении более чем ста лет. Критик показывает нам, как в лучших образцах этого жанра описательное нача ло сливалось с философским, а проблем ное с лирическим. Много ценного дает это исследование нашим писателям-очер- кистам, ибо на конкретном анализе ав тор показывает, на какую высокую сту пень поднимается очерк, когда он про никнут личными раздумьями писателя, оригинальным подходом к жизненным явлениям, остротой в постановке акту альных проблем общественного бытия. Свое исследование о путях русского очерка автор попытался на последних страницах непосредственно связать с по исками, которые ведут очеркисты в на ши дни. И хотя отдельные примеры, привлекаемые автором, сами по себе и интересны, все же эта часть статьи про изводит впечатление написанной не сколько поспешно. Когда закрываешь книгу, в сознании остается представление о творческом об лике ряда писателей, воссозданном кри тиком не только с доброжелательной проникновенностью, но и с требователь ностью, вызванной заботой о судьбах советской литературы. Остается представление о самом кри тике — о его страстной творческой инди видуальности. Вместе с тем, возникает и чувство некоторого сожаления. Оно вызвано тем, что журналы наши, к со жалению, еще не научились привлекать многих наших критиков к постоянным выступлениям на их страницах. Ведь регулярные выступления тех или иных критиков на страницах одного журнала — лучший путь воспитания та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2