Сибирские огни, 1961, № 6
строки, взятые скорее всего из учебника. «Все, чем бы ни занимался Константин Петрович, он всегда делал с веселым азартом». По существу верно. Но от пи сателя следует требовать большего. Не просто перечислить занятие «Константи на Петровича», а показать человека в действии, человека в разговоре, одним словом, так, чтобы облик Ленина вста вал ярко и отчетливо. Я понимаю, сколь велики трудности, встающие перед литератором, когда он пишет о сложнейших исторических явле ниях, о событиях, которые воздействова ли на весь ход истории. П. Капица пи шет: «Скрываясь в доме на набережной реки Карповки, Ленин настороженно следил за действиями пошедшей в насту пление буржуазии. Принимать бой сей час было невыгодно. Требовалось сде лать все возможное, чтобы сохранить передовой отряд революции •— питер ских рабочих, отступить организованно, с наименьшими потерями». И тут все верно, и сказать об этом необходимо, но так ли об этом надо говорить. «Требова лось сделать все возможное», «следил за действиями пошедших в наступле ние»— всего этого можно было избе жать. П. Капица делает нужное дело, зна комит юного читателя с важными собы тиями революции. Очень бы хотелось, чтобы в дальнейших его работах было ■больше эмоциональной приподнятости, меньше информации и сухости, которые не могут не отталкивать читателя от не которых произведений. В сборнике ленинградских писателей «сть произведения разного достоинства. Но одно из них требует специального разговора. Я имею в виду очерк Н. Гри горьева «У скульптора». Новый, инте ресный материал. Мало кто знает авто ра памятника -— скульптора, вылепив шего широко известную фигуру, что сто ит у Финляндского вокзала. Однако на писан очерк до обидного небрежно, нев зыскательно. Не соображения пуризма заставляют об этом говорить. Тема обя зывает. Нельзя писать о Ленине без вдохновения, без требовательности. Опытный писатель Н. Григорьев, видимо, знает это. Тем более обидно видеть его имя над этим очерком. Наши замечания будут носить весьма конкретный характер. Оче{ж «У скульп тора» должен жить, а для ‘этого совер шенно необходимо продолжить работу над произведением. Вот, например, как рассказывает Григорьев о той помощи, которую оказывали скульптору во вре мя его работы: «Скульптор был окру жен «болельщиками». В мастерскую приходил и путиловский слесарь, и кле пальщик судостроительного, и ткач, и моряк, и железнодорожный машинист. Останавливались в стороне, шептались, иногда заговаривали со скульптором, чтобы присоветовать что-либо». По соб ственному признанию скульптора, это были незабываемые вечера, незабывае мые ночи... из бесед и рассказов передо мной вставал живой Ильич». А в очер ке? Этих бесед и рассказов нет, а есть лишь их перечисление. Печать спешки лежит на всем этом совсем небольшом по размеру произведе нии. Крайне неинтересно говорится о ве щах, которые могли бы заинтересовать читателя. О том, как готовилась фигура для памятника, Н. Григорьев пишет так: «Было интересно узнать, как проис ходила работа. Прежде всего взялись за дело слесаря и кузнецы. Они изготовили массивную металлическую площадку и установили ее на ролики. Это давало возможность в процессе лепки поворачи вать скульптуру для осмотра». «Было интересно», «это давало воз можность в процессе» и т. д. и т. п. А все вместе напоминает инструкцию тех нологического процесса. Конечно, инте ресно было бы узнать и о том, как шла работа скульптора, и о том, как и кто ему помогал. Н. Григорьев, к сожале нию, свел очерк к информационному пе ресказу, располагая великолепным ма териалом. Разумеется, писатели будут еще многократно обращаться к ленин ской теме. Очень хочется, чтобы их ус пехи и неудачи были учтены в даль нейшем. В. Т р у ш к и н „БЕРЕГА“ ак поэт А. Преловский растет от книги к книге. Несомненным твор ческим ростом отмечен третий его сбор ник «Берега»1. Показательно, что в но вую книгу автор не включил ни одного произведения из предыдущих своих сбор ников. Она целиком составлена из сти хов, написанных поэтом в последнее вре мя. А. Преловский избегает повторений, он настойчиво ищет новые средства вы разительности. Оставаясь, как и прежде, поэтом по преимуществу лирическим, А. Преловский вместе с тем существен но преобразует фактуру стиха, весь ин тонационный строй его, намеренно при глушает световые тона, добивается мяг кости линий и красок. С его стихов на чинает исчезать налет декларативности и описательства. Отходит он и от скульп турной емкости деталей, осязаемой и зримой вещественности. Стихи его пере- •А . П р е л о в с к и й . Берега. Иркутское кн. изд. 1960.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2