Сибирские огни, 1961, № 6
тил авангард и заторопился. Что-то за дрожало в горле, горькая, щиплющая влага наполнила глаза». Очень бы хотелось, чтобы у читателя появилось то же самое ощущение, чтобы он почувствовал обаяние Ленина, его чуткость и близость к народу. В расска зе «Делегат с Урала» Ленин говорит больше, чем в «Незаряженной кассете», однако только во втором произведении Л. Радищев-писатель находит свое не повторимое. Именно эта новизна, свой поворот те мы задержит читателя и на рассказе Б. Раевского. Рассказ, с неудачным, на мой взгляд, названием («Большое и ма лое»), свидетельствует об известных до стижениях писателя в освоении истори ко-революционной темы. Естественно и органично переданы в нем воспоминания старого большевика Григория Иванови ча Петровского о Ленине и Крупской. Незамысловатый прием очеркиста есте ствен в рассказе — веришь и в эту эк скурсию, которая действительно могла иметь место. Пионеры увидели Г. И. Петровского дважды — сначала на фото графии в Музее революции, а потом на яву в том же музее, потому что бывший депутат Государственной думы на скло не своих лет стал директором музея. Рассказ Б. Раевского невелик по разме ру, но очень выразителен, а неожидан ная встреча с Петровским естественно приводит к разговору о Ленине. И еще один рассказ, так непохожий на два предыдущих, обращает на себя вни мание— рассказ Н. Ходзы «В горах». Ходза здесь далеко не «первооткрыва тель», случай, о котором идет речь, из вестен довольно хорошо. Писателю предстояло преодолеть очень большую трудность — он должен был показать на этом известном эпизоде смелость, ре шительность Ленина и добиться того, чтобы перед читателем была картина происходящего. Ленин и его товарищ — польский ре волюционер Баготский идут смотреть восход солнца на вершину высокой го ры. Чтобы не опоздать, Ленин настаива ет на кратчайшем, наиболее опасном пути. Однако и обратную дорогу Ленин избирает все ту же. Зачем? Ведь путь опасен. « — Я потому и возвращался по этой жуткой тропе, что мне было страш но. Только поэтому... — и видя недоу мение Баготского, пояснил: — Револю ционер не имеет права позволить страху взять верх над волей. Нам, батенька, надо воспитывать в себе волю каждо дневно, ежечасно... Всюду... всегда...— Он помолчал немного, потом нагнулся и сорвал несколько простеньких голубень ких цветочков.— Это Надежде Констан тиновне, — негромко сказал Ленин. — Она так любит полевые цветы...» Это конец рассказа. Естествен пере ход от слов о воспитании воли к цветам, естественно звучит в рассказе тема кра соты, гуманизма, тема многосторонней личности. Ленин, любующийся восходом солнца, и Ленин, идущий по опасной тропе, это для нас один человек — ве ликий и простой, мужественный и мяг кий. Рассказ написан просто, кратко, без соблазнительных отступлений (идут два человека, — вот повод дать им по говорить) и излишних в данном случае описаний природы (а ведь кругом Карпа ты — вот повод для лирических воскли-, цаний). Экономность средств, стремление по казать Ленина, а не информировать чи тателя о событии -— характерная черга рассказа Ходзы. Я думаю, что после опубликования рассказа «В горах» дру гим писателям уже не легко использо* вать в своих произведениях этот эпизод из жизни Ленина. Помимо рассказов, обращают на себя в сборнике внимание попытки писателей на основе воспоминаний рассказать не об отдельном эпизоде, а о значительном периоде жизни Ленина. Из произведе ний такого рода наиболее интересна ра бота Екатерины Андреевой «Гимназиче ские годы Володи Ульянова». Е. Андре ева не только последовательно изложи ла известные факты. Она нашла, на пер вый взгляд, очень простой и вместе с тем правильный ход — рядом с юным Володей мы все время видим Митю, од ного из одноклассников Ульянова. Поэто му гимназические годы Владимира Иль ича показаны на широком фоне, окружа ющая его среда чувствуется хорошо. Творческая работа кажется здесь неза метной, а между тем она дала свои плоды: скромные заметки Андреевой еще долго будут знакомить наших школьников с детством и отрочеством вождя. «Именно в Симбирске ста ли складываться черты характера Улья нова, которые потом мы узнали в вели ком Ленине». Так спокойно, без излиш него пафоса написаны не только послед ние строки, но и вся работа Е. Анд реевой. Несколько иное впечатление оставля ет произведение П. Капицы «Товарищ Иванов». На протяжении целой главы писатель пытается заинтриговать нас таинственным «Ивановым». Кажется, что лишь вместе со старым финским крестьянином читатель узнает «тайну» Иванова. А между тем школьник взял книгу о Ленине, перед рассказом фото графия Ленина, и читателю нашему не семь или восемь, ему уже двенадцать или тринадцать лет — «средний воз раст». Старый Парвиайнен объясняет, почему он узнал Ленина: — Разве я сле пой... в наших финских газетах часто о вас пишут». А разве мы слепые? — наверное, ска жут нынешние читатели этих очерков. Есть у П. Капицы и другие недостат ки в этом произведении — нередко по падаются общие места, вялые фразы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2