Сибирские огни, 1961, № 6

тил авангард и заторопился. Что-то за­ дрожало в горле, горькая, щиплющая влага наполнила глаза». Очень бы хотелось, чтобы у читателя появилось то же самое ощущение, чтобы он почувствовал обаяние Ленина, его чуткость и близость к народу. В расска­ зе «Делегат с Урала» Ленин говорит больше, чем в «Незаряженной кассете», однако только во втором произведении Л. Радищев-писатель находит свое не­ повторимое. Именно эта новизна, свой поворот те­ мы задержит читателя и на рассказе Б. Раевского. Рассказ, с неудачным, на мой взгляд, названием («Большое и ма­ лое»), свидетельствует об известных до­ стижениях писателя в освоении истори­ ко-революционной темы. Естественно и органично переданы в нем воспоминания старого большевика Григория Иванови­ ча Петровского о Ленине и Крупской. Незамысловатый прием очеркиста есте­ ствен в рассказе — веришь и в эту эк­ скурсию, которая действительно могла иметь место. Пионеры увидели Г. И. Петровского дважды — сначала на фото­ графии в Музее революции, а потом на­ яву в том же музее, потому что бывший депутат Государственной думы на скло­ не своих лет стал директором музея. Рассказ Б. Раевского невелик по разме­ ру, но очень выразителен, а неожидан­ ная встреча с Петровским естественно приводит к разговору о Ленине. И еще один рассказ, так непохожий на два предыдущих, обращает на себя вни­ мание— рассказ Н. Ходзы «В горах». Ходза здесь далеко не «первооткрыва­ тель», случай, о котором идет речь, из­ вестен довольно хорошо. Писателю предстояло преодолеть очень большую трудность — он должен был показать на этом известном эпизоде смелость, ре­ шительность Ленина и добиться того, чтобы перед читателем была картина происходящего. Ленин и его товарищ — польский ре­ волюционер Баготский идут смотреть восход солнца на вершину высокой го­ ры. Чтобы не опоздать, Ленин настаива­ ет на кратчайшем, наиболее опасном пути. Однако и обратную дорогу Ленин избирает все ту же. Зачем? Ведь путь опасен. « — Я потому и возвращался по этой жуткой тропе, что мне было страш­ но. Только поэтому... — и видя недоу­ мение Баготского, пояснил: — Револю­ ционер не имеет права позволить страху взять верх над волей. Нам, батенька, надо воспитывать в себе волю каждо­ дневно, ежечасно... Всюду... всегда...— Он помолчал немного, потом нагнулся и сорвал несколько простеньких голубень­ ких цветочков.— Это Надежде Констан­ тиновне, — негромко сказал Ленин. — Она так любит полевые цветы...» Это конец рассказа. Естествен пере­ ход от слов о воспитании воли к цветам, естественно звучит в рассказе тема кра­ соты, гуманизма, тема многосторонней личности. Ленин, любующийся восходом солнца, и Ленин, идущий по опасной тропе, это для нас один человек — ве­ ликий и простой, мужественный и мяг­ кий. Рассказ написан просто, кратко, без соблазнительных отступлений (идут два человека, — вот повод дать им по­ говорить) и излишних в данном случае описаний природы (а ведь кругом Карпа­ ты — вот повод для лирических воскли-, цаний). Экономность средств, стремление по­ казать Ленина, а не информировать чи­ тателя о событии -— характерная черга рассказа Ходзы. Я думаю, что после опубликования рассказа «В горах» дру­ гим писателям уже не легко использо* вать в своих произведениях этот эпизод из жизни Ленина. Помимо рассказов, обращают на себя в сборнике внимание попытки писателей на основе воспоминаний рассказать не об отдельном эпизоде, а о значительном периоде жизни Ленина. Из произведе­ ний такого рода наиболее интересна ра­ бота Екатерины Андреевой «Гимназиче­ ские годы Володи Ульянова». Е. Андре­ ева не только последовательно изложи­ ла известные факты. Она нашла, на пер­ вый взгляд, очень простой и вместе с тем правильный ход — рядом с юным Володей мы все время видим Митю, од­ ного из одноклассников Ульянова. Поэто­ му гимназические годы Владимира Иль­ ича показаны на широком фоне, окружа­ ющая его среда чувствуется хорошо. Творческая работа кажется здесь неза­ метной, а между тем она дала свои плоды: скромные заметки Андреевой еще долго будут знакомить наших школьников с детством и отрочеством вождя. «Именно в Симбирске ста­ ли складываться черты характера Улья­ нова, которые потом мы узнали в вели­ ком Ленине». Так спокойно, без излиш­ него пафоса написаны не только послед­ ние строки, но и вся работа Е. Анд­ реевой. Несколько иное впечатление оставля­ ет произведение П. Капицы «Товарищ Иванов». На протяжении целой главы писатель пытается заинтриговать нас таинственным «Ивановым». Кажется, что лишь вместе со старым финским крестьянином читатель узнает «тайну» Иванова. А между тем школьник взял книгу о Ленине, перед рассказом фото­ графия Ленина, и читателю нашему не семь или восемь, ему уже двенадцать или тринадцать лет — «средний воз­ раст». Старый Парвиайнен объясняет, почему он узнал Ленина: — Разве я сле­ пой... в наших финских газетах часто о вас пишут». А разве мы слепые? — наверное, ска­ жут нынешние читатели этих очерков. Есть у П. Капицы и другие недостат­ ки в этом произведении — нередко по­ падаются общие места, вялые фразы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2