Сибирские огни, 1961, № 6
А. Р у б а ш н и н РАССКАЗЫ О ЛЕНИНЕ 90-летию со дня рождения В. И. **• Ленина вышла и еще одна книга под уже привычным названием «Рас сказы о Ленине». В этом сборнике (Дет- гиз, Л., 1960) собраны произведения весьма различные — здесь и настоящие рассказы, и своего рода хроника жизни В. И. Ленина в тот или иной период. Есть произведения новые, свежие, есть и другие, в которых нет своего поворо та темы, но задача популяризаторская выполнена хорошо. Среди собственно рассказов выделя ются произведения Л. Радищева «Неза ряженная кассета», Н. Ходзы «В го рах», Б. Раевского «Большое и малое». Я думаю, что совсем не случайно на суперобложке эпизод из рассказа «Не заряженная кассета». Очень живая си туация, правдивая и, пожалуй, еще так ни разу не поданная, привлекает к себе в рассказе. Довольно известны факты, что Ленин не любил фотографироваться. Но здесь — вроде бы прямо противоположное: Ленин ждет, пока фотограф перезарядит кассету. Очень хорошо, что в рассказе не просто дан фон, на котором выделя ется только одна фигура Ленина, но и фотокорреспондент, изображенный не много иронически, очерчен определенно и точно. Прислушайтесь к свободной интонации рассказа, к тому, как пишет Радищев о прошлом и настоящем, и вы поймете, что писатель серьезно подо шел к своей задаче. «Нынешние фотокорреспонденты — щеголеватые молодые люди в светлых плащах, с красивыми кожаными футля рами через плечо — улыбнулись бы, на верное, при виде его странного одеяния из выцветшей лиловой портьеры, огром ных валенок, подшитых красной рези ной, а главное, -— его фотоаппарата, по хожего на средней величины шарманку. И все же он наверняка не согласился бы поменяться с ними: вот этой «шарман кой» он снимал первый советский Май, и первый субботник, и открытие первого дома отдыха, и первый танк, отбитый в бою у белых». Мвжет быть, зря обижает Л. Радищев нынешних фотожурналистов, но зато о своем герое он говорит очень достовер но. И все это не напоминает ничего, ска занного ранее. И о Ленине — тоже по-своему, и в то же время давая читателю услышать зна комую ленинскую интонацию. «Владимир Ильич, сощурившись, по глядел на черный ящик и сказал с яв ным неудовольствием: — Ага, поздравляю! И здесь сни маться?! Нет уж, пожалуйста, увольте! Вот и все! Можно уходить. Но «наш фотокорреспондент» не ухо дил. Неожиданно для всех он заговорил срывающимся баском: — Товарищ Ленин!.. Ваши снимки нужны всей республике... не мне лично!...» Я не буду цитировать дальше стра ницы этого интересного рассказа. Под черкну только, что новизна подачи ма териала делает это произведение зна чительно более выигрышным, чем рас сказ того же Радищева «Делегат с Урала». Я знаю очень много рассказов о ходоках к Ленину. Почти все они по хожи друг на друга. И делегаты похо жи, и ощущения людей, и разговоры их. У людей в самом деле были общие инте ресы. Но все-таки писатель, рассказыва ющий обо всем этом, должен помнить,, что повторение есть повторение. И пото му не доходит до читателя то живое вол нение, которое должен был бы он испы тать от встречи с вождем. В рассказе: «Ленин подошел еще ближе,— Когда до берешься к себе,— сказал он тихо,— пе редай товарищам, чтобы учились! Ска жи, что я их прошу. — Скажу! — отве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2