Сибирские огни, 1961, № 6

А. Р у б а ш н и н РАССКАЗЫ О ЛЕНИНЕ 90-летию со дня рождения В. И. **• Ленина вышла и еще одна книга под уже привычным названием «Рас­ сказы о Ленине». В этом сборнике (Дет- гиз, Л., 1960) собраны произведения весьма различные — здесь и настоящие рассказы, и своего рода хроника жизни В. И. Ленина в тот или иной период. Есть произведения новые, свежие, есть и другие, в которых нет своего поворо­ та темы, но задача популяризаторская выполнена хорошо. Среди собственно рассказов выделя­ ются произведения Л. Радищева «Неза­ ряженная кассета», Н. Ходзы «В го­ рах», Б. Раевского «Большое и малое». Я думаю, что совсем не случайно на суперобложке эпизод из рассказа «Не­ заряженная кассета». Очень живая си­ туация, правдивая и, пожалуй, еще так ни разу не поданная, привлекает к себе в рассказе. Довольно известны факты, что Ленин не любил фотографироваться. Но здесь — вроде бы прямо противоположное: Ленин ждет, пока фотограф перезарядит кассету. Очень хорошо, что в рассказе не просто дан фон, на котором выделя­ ется только одна фигура Ленина, но и фотокорреспондент, изображенный не­ много иронически, очерчен определенно и точно. Прислушайтесь к свободной интонации рассказа, к тому, как пишет Радищев о прошлом и настоящем, и вы поймете, что писатель серьезно подо­ шел к своей задаче. «Нынешние фотокорреспонденты — щеголеватые молодые люди в светлых плащах, с красивыми кожаными футля­ рами через плечо — улыбнулись бы, на­ верное, при виде его странного одеяния из выцветшей лиловой портьеры, огром­ ных валенок, подшитых красной рези­ ной, а главное, -— его фотоаппарата, по­ хожего на средней величины шарманку. И все же он наверняка не согласился бы поменяться с ними: вот этой «шарман­ кой» он снимал первый советский Май, и первый субботник, и открытие первого дома отдыха, и первый танк, отбитый в бою у белых». Мвжет быть, зря обижает Л. Радищев нынешних фотожурналистов, но зато о своем герое он говорит очень достовер­ но. И все это не напоминает ничего, ска­ занного ранее. И о Ленине — тоже по-своему, и в то же время давая читателю услышать зна­ комую ленинскую интонацию. «Владимир Ильич, сощурившись, по­ глядел на черный ящик и сказал с яв­ ным неудовольствием: — Ага, поздравляю! И здесь сни­ маться?! Нет уж, пожалуйста, увольте! Вот и все! Можно уходить. Но «наш фотокорреспондент» не ухо­ дил. Неожиданно для всех он заговорил срывающимся баском: — Товарищ Ленин!.. Ваши снимки нужны всей республике... не мне лично!...» Я не буду цитировать дальше стра­ ницы этого интересного рассказа. Под­ черкну только, что новизна подачи ма­ териала делает это произведение зна­ чительно более выигрышным, чем рас­ сказ того же Радищева «Делегат с Урала». Я знаю очень много рассказов о ходоках к Ленину. Почти все они по­ хожи друг на друга. И делегаты похо­ жи, и ощущения людей, и разговоры их. У людей в самом деле были общие инте­ ресы. Но все-таки писатель, рассказыва­ ющий обо всем этом, должен помнить,, что повторение есть повторение. И пото­ му не доходит до читателя то живое вол­ нение, которое должен был бы он испы­ тать от встречи с вождем. В рассказе: «Ленин подошел еще ближе,— Когда до­ берешься к себе,— сказал он тихо,— пе­ редай товарищам, чтобы учились! Ска­ жи, что я их прошу. — Скажу! — отве­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2