Сибирские огни, 1961, № 6
ступавшие все-таки говорили, что рабо та отдела поэзии «Сибирских огней» по ставлена лучше, ведется шире, чем во многих наших журналах. Анализируя очерки и публицистику в журнале, многие выступавшие под черкивали, что «Сибирские огни»— един ственный в стране журнал, который наи более широко и полно освещает кипу чую и многогранную жизнь Сибири. Но это отнюдь не заслуга журнала, это его долг. — В лице С. Маркова, автора «Зем ного крута», сочетаются ученый, гео граф, беллетрист и поэт, — сказал Г. Шторм.— Только такое слияние в од ном человеке нескольких качеств и по зволило автору создать подобную книгу. Он дает массу сведений из эпохи вели ких географических открытий. Книга его повествует о событиях большой давно сти, но ведь это история мировой куль туры! И нельзя пренебрежительно от зываться о ней, как это сделал В. Соко лов, только на том основании, что это произведение не о нашей современности. — Я был ослеплен, взят в плен рос кошеством природы Сибири, ее богат ством и людьми, читая очерки в журна ле,— признался К. Горбунов.— Мы вос хищаемся, читая очерки Стефана Цвей га о путешествиях и открытиях Магел лана и других мореплавателей. Почему же мы проходим мимо «Земного круга»? Ведь если эту книгу немного беллетризи- ровать, получится вещь большого значе ния. Как положительное и достойное под ражания явление был отмечен тот факт, что журнал стремится всячески разнооб разить подачу очерковых и публицисти ческих материалов. С этой цейью редак ция вводит много новых рубрик, хотя и не всегда оправданных. Много хороших слов было сказано об очерках, печатающихся под рубрикой «Мы идем к коммунизму». Вместе с тем было отмечено, что надо неустанно по вышать качество материалов, публикуе мых в этом разделе. В нем большое раз нообразие тем, много имен, но общее впечатление от некоторых материалов порой бывает невыгодным. Причем очер ки на сельскохозяйственную тему обыч но бывают лучше, чем на промышлен ную. Когда же очеркист прикасается к индустриальной теме, очерк сразу пре вращается в заурядный репортаж. «Си бирские огни» подымают своими очерка ми большие пласты жизни, делают этим работу всесоюзного значения, . но надо требовать от очеркистов большего ма стерства. Г, Колесникова анализировала очерки из раздела «Мы идем к коммунизму». Она говорила: «Иллюстрированный очерк вообще должен уступать место очерку проблемному, типа овечкинских. Хорошо, что журнал активно привлека ет молодых авторов, но плохо, что в нем редко выступают испытанные мастера». Высоко оценила Г. Колесникова «Ени сейскую тетрадь» А. Зябрева. Чувству ется, что автор сам спускался в кессон, укладывал бетон, рубил ряжи. В «Ени сейской тетради» дана интересная ле генда о начальнике строительства Крас ноярской ГЭС Бочкине, угадываются знакомые образы строителей, встречен ных в свое время Г. Колесниковой при ее поездках по новостройкам Сибири. Конечно, старшие по возрасту писатели не могут повторить опыт Зябрева, да вряд ли это и нужно, но удача молодого автора, ставшего на время строителем, налицо. Поддержала оценку «Енисейской тет ради» и Н. Емельянова. Анализируя очерки, она выделила очерк Н. Супру на «Утешители», написанный с тонким юмором, хорошо показывающий, наши промахи в антирелигиозной пропаганде. Еще выше оценил «Утешителей» М. Ни китин. По его мнению, этот очерк — на стоящее исследование. Автор великолеп но проник в души людей, зараженных религией. Портреты нищих просто бле стящи. По манере письма Н. Супрун близок к Слепцову и Помяловскому. Критически отозвалась о большом очерке А. Ероховца «Метеорит Или зве здный корабль?» Н. Емельянова, ска завшая, что в очерке нет поэтического подъема, необходимого вещи, написанной на такую тему. — Мы все знаем, что читателя надо завоевать,— начал свое выступление С. Воронин.— Для этого все в журнале должно быть интересно, ничто не долж но отпугивать читателя. У нас же зача стую нет нужной гордости за имя жур нала. В очерках, статьях общественно- политического раздела встречаются крайне невыразительные, сухие материа лы. В них писатель попросту исчезает. Конечно, это беда не только «Сибирских огней». Мы забыли, как писали очерки Успенский, Короленко. Ведь вот никто не скажет об очерках Овечкина, что они плохи. Это настоящая литература. Не давно Шолохов был в Ленинграде. Ему показали создаваемую историю Киров ского завода. Выяснилось, что пишет ее по существу один человек. Похоже, «История» будет скучной. А раз так, кто будет ее читать? Зачем писать ее? Не надо делать холостых выстрелов. Далее С. Воронин поделился своим опытом борьбы за увеличение тиража «Невы», сказал, что общественно-поли тическое звучание должно быть прису ще всем публикуемым в журнале вещам, начиная с романов. Не должно быть ис кусственного подразделения на литера турно-художественные и общественно-по литические материалы. Под конец Воро нин обронил одну фразу, которая встре тила отпор многих писателей: — От работников «Союзпечати» я узнал много любопытного. Они сказали,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2