Сибирские огни, 1961, № 6

Говоря о месте редактора в общей ли­ тературной работе, Б. Рясенцев расска­ зал участникам обсуждения о работе журнала с молодыми авторами: — У нас, к сожалению, еще мало та­ ких авторов, как Н. Задорнов. Чаще все­ го мы печатаем молодых, еще не сло­ жившихся авторов, не имеющих опыта мастерства. Тут справедливо говорили о достоинствах произведения Гр. Федосе­ ева «В тисках Джугдыра». Но уместно будет напомнить, что к нам он пришел, хотя и опытным геологом, но совершен­ но неоперившимся литератором. Так же начинали у нас Н. Осинин, Н. Перева­ лов и многие другие. Когда-то в «Си­ бирских огнях» делали свои первые ша­ ги и нынешние секретари правления Со­ юза писателей РСФСР — С. Сартаков и Н. Дементьев. Большое внимание совещания прив­ лекла к себе, наряду с прозой, и поэзия в «Сибирских огнях». Общее признание: журнал умеет работать с поэтами, при­ влекает их к себе, всячески разнообра­ зит формы подачи поэтических матери­ алов, не довольствуясь простой публика­ цией стихов. Тут и подборка молодого поэта, и рубрика «Поэты, на трибуну!», и переводы кубинских поэтов, и многое иное. Поэзия дается увлеченно. Чувст­ вуется в журнале добрая рука человека, понимающего поэзию и любящего ее. — Поэзия Сибири — на большом взлете. Она — в передовых рядах со­ ветской поэзии. И это понятно, — зая­ вил В. Журавлев. — Сибирь стала ро­ мантической страной развернутого строительства коммунизма. Молодежь стремится в Сибирь, чтобы испытать свои силы, найти место в жизни. В. Журавлев сознался, что, к стыду своему, не знал многих имен поэтов-си- биряков. Надо решительнее вовлекать этот ансамбль новых имен в круг пов­ седневных споров, выступлений и обзо­ ров столичных поэтов и критики. Худо, что, за малым исключением, в журнале не печатаются многие авторы, выращен­ ные когда-то им на своих страницах. Журналу надо, как магниту, удерживать выпестованных им поэтов, хотя бы и раз­ летевшихся по городам и весям Союза. Полемизируя со статьей К. Мурзиди в «Литературе и жизни», В. Журавлев отстаивал поэму Е. Буравлева «Красная горка». Автор с каждым новым вариан­ том улучшает свою поэму. Он показыва­ ет души своих героев изнутри. Поэма взята широко, многопланово. Если счи­ тать даже шесть-семь линий, которые сведены автором полностью, то и это, как говорится, дай бог каждому. Поэма масштабна, наполнена живыми характе­ рами. — Предлагаю тут, без лишней воло­ киты, — закончил свое выступление В. Журавлев, — принять в члены Сою­ за писателей Е. Буравлева, своей поэ­ мой только недавно защитившего диплом в Литературном институте. Говоря об общей удаче поэзии в жур­ нале, М. Алигер вместе с тем отметила и ряд недостатков, присущих, по ее сло­ вам, многим другим толстым журналам. Такова описательность всех трех поэм. Нельзя просто описывать факт, собы­ тие. Поэзия нужна только тогда, когда она — крик души. Если же стих написан лишь для «галочки» в отчете, он никому не нужен. О поэме М. Кубышкина «Река молочная» поэтесса отозвалась неодобри­ тельно' — В ней нет авторской поэтической интонации. Размер ее меня укачивает. Мнение это встретило и поддержку и резкий отпор. В. Соколов сказал, что по­ эма М. Кубышкина действительно «укачивает» читателя, старомодна по ритму, но мысль в ней побеждает ее не­ достатки. И хорошо, что поэт так береж­ но относится к фольклорному началу в поэзии. Е. Долматовский сказал, что «Реку молочную» можно было бы и не печатать. Также не удалась «Красная горка» Е. Буравлева, которую трудно читать из-за непереваренного ямба. Под­ держал Е. Долматовского в оценке по­ эмы М. Кубышкина и А. Марков. В противовес этим поэтам со страст­ ной защитой «Реки молочной» выступил М. Шкерин, заявивший, что оценка М. Алигер несправедлива. Не бывает произведения, даже классического, ко­ торое волновало бы всех без исключения читателей. Такова и поэма М. Кубышки­ на о крестьянской жизни. Восемьдесят процентрв населения нашей страны по­ нимают поэзию деревенской жизни, два­ дцати процентам ‘она непонятна. К чис­ лу этих двадцати процентов относится, видимо, и М. Алигер. — Я читал поэму Кубышкина дваж­ ды и оба раза с волнением. Убежден, что тех, кто связан с деревней, знает и любит ее, поэма не «укачает». Конеч­ но, ритм, рифма, размер имеют свое зна­ чение. Но не они являются решающими. Сколько есть «деревянных» стихов да­ же довольно известных поэтов, которые забываешь, едва перелистав книжку. А поэма Кубышкина волнует, ее нельзя от­ ложить, не дочитав. Иное отношение встретили критиче­ ские высказывания М. Алигер о рубрике «Поэты, на трибуну!». О недостатках это­ го полезного раздела говорили многие. Б. Соловьев: «Трибуна» есть почти в каждом номере журнала. Но за исклю­ чением стихов Й. Рождественского, И. Фонякова, в ней много, риторики, скучных, поспешных, непродуманных строф. А. Решетов: Плохие, умозрительные и рационалистические стихи чаще всего печатаются в рубрике «Поэты, на трибу­ ну!». Читаешь книжку стихов Майи Бо­ рисовой и видишь в ней хорошие стихи. А в «Трибуне» у нее пара модных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2