Сибирские огни, 1961, № 6

дорнов назвал очерк А. Коптелова «Это родина моя» и роман Г. Маркова «Соль земли», в котором автор показал свое доскональное знание жизни сельского учителя, врача, таежного охотника, зна­ ние растительного мира Сибири и воз­ можностей его народнохозяйственного использования. Кедр не только краси­ вейшее дерево, но и ценнейшая древе­ сина. Литератор должен сочетать свою современную тему с широтой кругозора, с очень конкретной, а не отвлеченной любовью к родной земле. А она у нас велика и богата, в отличие, например, от Англии, где вся земля перегорожена землевладельцами на маленькие участки. Резкой и доказательной критике была подвергнута повесть М. Волиной «Упря­ мая». В защиту ее не поднялся ни один голос. В. Карпова сказала, что автор придумал сначала схему, проблему, а потом начал к ней подбирать факты. Ан­ кета на героиню заполнена, но человека нет. Это ошибка многих авторов, видимо, своеобразная реакция на полосу «произ­ водственных» романов, сменившихся ны­ не косяком произведений на моральные темы. В. Друзин утверждал, что «Упря­ мая» примыкает к повести типа «Елена» и «Любовь инженера Изотова», страдает сентиментально-мелодраматической без­ вкусицей. Конечно, есть категория не­ взыскательных зрителей, которые не идут на «Поэму о море» Довженко, но делают сборы «Девушке с гитарой». Од­ нако кассовый сбор никогда не был кри­ терием подлинной художественной цен­ ности произведения. В «Упрямой» про­ фанируются дорогие нам понятий. Печа­ тание ее — ошибка автора и журнала. Невысокого мнения об «Упрямой» ос­ талась и Н. Емельянова. Столь же единодушно сошлись крити­ ки в оценке романа «Пришла любовь» П. Воронина. — Геометрический подход в литера­ туре не годится,— сказал П. Шебу- нин,— А, читая роман, я увидел, что в нем остались геометрические фигуры, от которых автор не мог оторваться. Глав­ ная линия — это Горнов и Маша. Но любви их я не поверил. Непонятно, как могла полюбить его эта хорошая девуш­ ка? Горнов ищет формулы, пригодные на все случаи жизни. Под стать ему и все окружение в пединституте. Так, никто не возражает Эмме, когда она утверждает, что декабристы вывели солдат на мороз и только поморозили их, что хорошо бы­ ло Волконским, получавшим сорок тысяч дохода, и пр. — Толстой в романе «Анна Карени­ на» посадил наше внимание на три гар­ пуна, чтобы держать читателя в напря­ жении, — сказал Н. Москвин. — Эти три гарпуна: ссора Облонского с женой, встреча Вронского с Анной и линия Ле­ вин —Китти. У П. Воронина же есть от­ дельные хорошие сцены в повести, ино­ гда тонкие психологические наблюдения, но для отдельного издания необходим» было значительно доработать роман. Развивая свою мысль, Н. Москвин сказал далее, что смысл романа: «лю­ бовью дорожить умейте». Но студенче* ская жизнь в нем служит лишь фоном основного действия. Конечно, писать о* студентах трудно: надо сразу же вво­ дить много действующих лиц. Но ведь мало назвать их по именам. Толстой ге­ ниально обрисовал на первых же трид­ цати страницах «Войны и мира» сразу большую массу героев. Но он показал их изнутри, душевно, с подробной прори­ совкой. А в романе П. Воронина герои только названы, и мы все время путаем его студентов и студенток. Нельзя пи­ сать о неких игреках и зетах. Неправдо­ подобны и некоторые ситуации. Все зна­ ют, что Маша — чудесная девушка. Но- вот у нее находят золотые часы, подбро­ шенные Эммой, и даже любящий ее Ва­ силий надувается и уходит, не делая по­ пытки объясниться с Машей. Это фаль­ шиво. Но иначе конфликта не получит­ ся! Так во имя ложной занимательности нагнетаются страсти. Н. Москвина поддержал А. Хршанов- ский: — Надо предостеречь автора — его герои не поднимаются над средним уров­ нем. А в романе должна биться передо­ вая авторская мысль. Маша выглядит пушкинской барышней-крестьянкой. Ав­ тор спутал ее происхождение. Она горо­ жанка. Вспоминая о деревне, где трудно живет ее семья, Маша думает о восходах и росах. Сходное мнение высказал и Н. Аса­ дов, утверждавший, что у нас имеется классический роман о двух студентах,, через которых показана вся жизнь стра­ ны, — «Отцы и дети» Тургенева. В ро­ мане же «Пришла любовь» рассыпаны приметы времени, но они недостоверны. Касаясь повести Н. Мамина «Валер­ кино счастье», Н. Асанов положительно оценил ее. Коллизий в повести немного, выписаны они не очень отчетливо, но ав­ тором взят кусок живой жизни. Под сомнение поставил Н. Асанов повесть И. Лаврова «Сопутник», перекликающу­ юся по духу с Александром Грином. В ней «голубая любовь» выведена на тем­ ном и страшном фоне лет разрухи. Яв­ но перепутаны два литературных пото­ ка. О тоскливой тональности этой вещи говорила и А. Громова. Герой настолько измучен жизнью, что у него не остается даже сил для новой любви, когда он встречает ее. Однако повесть И. Лаврова интересна, по мнению Громовой, даже своей неудачей, ибо талантливость важна и в ошибках. Б. Рясенцев выразил пожелание, что­ бы внимание к журналу, проявленное- его обсуждением в Союзе писателей РСФСР, осталось постоянным и на бу­ дущие времена, после окончания Неде­ ли сибирской литературы в Москве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2