Сибирские огни, 1961, № 6
дорнов назвал очерк А. Коптелова «Это родина моя» и роман Г. Маркова «Соль земли», в котором автор показал свое доскональное знание жизни сельского учителя, врача, таежного охотника, зна ние растительного мира Сибири и воз можностей его народнохозяйственного использования. Кедр не только краси вейшее дерево, но и ценнейшая древе сина. Литератор должен сочетать свою современную тему с широтой кругозора, с очень конкретной, а не отвлеченной любовью к родной земле. А она у нас велика и богата, в отличие, например, от Англии, где вся земля перегорожена землевладельцами на маленькие участки. Резкой и доказательной критике была подвергнута повесть М. Волиной «Упря мая». В защиту ее не поднялся ни один голос. В. Карпова сказала, что автор придумал сначала схему, проблему, а потом начал к ней подбирать факты. Ан кета на героиню заполнена, но человека нет. Это ошибка многих авторов, видимо, своеобразная реакция на полосу «произ водственных» романов, сменившихся ны не косяком произведений на моральные темы. В. Друзин утверждал, что «Упря мая» примыкает к повести типа «Елена» и «Любовь инженера Изотова», страдает сентиментально-мелодраматической без вкусицей. Конечно, есть категория не взыскательных зрителей, которые не идут на «Поэму о море» Довженко, но делают сборы «Девушке с гитарой». Од нако кассовый сбор никогда не был кри терием подлинной художественной цен ности произведения. В «Упрямой» про фанируются дорогие нам понятий. Печа тание ее — ошибка автора и журнала. Невысокого мнения об «Упрямой» ос талась и Н. Емельянова. Столь же единодушно сошлись крити ки в оценке романа «Пришла любовь» П. Воронина. — Геометрический подход в литера туре не годится,— сказал П. Шебу- нин,— А, читая роман, я увидел, что в нем остались геометрические фигуры, от которых автор не мог оторваться. Глав ная линия — это Горнов и Маша. Но любви их я не поверил. Непонятно, как могла полюбить его эта хорошая девуш ка? Горнов ищет формулы, пригодные на все случаи жизни. Под стать ему и все окружение в пединституте. Так, никто не возражает Эмме, когда она утверждает, что декабристы вывели солдат на мороз и только поморозили их, что хорошо бы ло Волконским, получавшим сорок тысяч дохода, и пр. — Толстой в романе «Анна Карени на» посадил наше внимание на три гар пуна, чтобы держать читателя в напря жении, — сказал Н. Москвин. — Эти три гарпуна: ссора Облонского с женой, встреча Вронского с Анной и линия Ле вин —Китти. У П. Воронина же есть от дельные хорошие сцены в повести, ино гда тонкие психологические наблюдения, но для отдельного издания необходим» было значительно доработать роман. Развивая свою мысль, Н. Москвин сказал далее, что смысл романа: «лю бовью дорожить умейте». Но студенче* ская жизнь в нем служит лишь фоном основного действия. Конечно, писать о* студентах трудно: надо сразу же вво дить много действующих лиц. Но ведь мало назвать их по именам. Толстой ге ниально обрисовал на первых же трид цати страницах «Войны и мира» сразу большую массу героев. Но он показал их изнутри, душевно, с подробной прори совкой. А в романе П. Воронина герои только названы, и мы все время путаем его студентов и студенток. Нельзя пи сать о неких игреках и зетах. Неправдо подобны и некоторые ситуации. Все зна ют, что Маша — чудесная девушка. Но- вот у нее находят золотые часы, подбро шенные Эммой, и даже любящий ее Ва силий надувается и уходит, не делая по пытки объясниться с Машей. Это фаль шиво. Но иначе конфликта не получит ся! Так во имя ложной занимательности нагнетаются страсти. Н. Москвина поддержал А. Хршанов- ский: — Надо предостеречь автора — его герои не поднимаются над средним уров нем. А в романе должна биться передо вая авторская мысль. Маша выглядит пушкинской барышней-крестьянкой. Ав тор спутал ее происхождение. Она горо жанка. Вспоминая о деревне, где трудно живет ее семья, Маша думает о восходах и росах. Сходное мнение высказал и Н. Аса дов, утверждавший, что у нас имеется классический роман о двух студентах,, через которых показана вся жизнь стра ны, — «Отцы и дети» Тургенева. В ро мане же «Пришла любовь» рассыпаны приметы времени, но они недостоверны. Касаясь повести Н. Мамина «Валер кино счастье», Н. Асанов положительно оценил ее. Коллизий в повести немного, выписаны они не очень отчетливо, но ав тором взят кусок живой жизни. Под сомнение поставил Н. Асанов повесть И. Лаврова «Сопутник», перекликающу юся по духу с Александром Грином. В ней «голубая любовь» выведена на тем ном и страшном фоне лет разрухи. Яв но перепутаны два литературных пото ка. О тоскливой тональности этой вещи говорила и А. Громова. Герой настолько измучен жизнью, что у него не остается даже сил для новой любви, когда он встречает ее. Однако повесть И. Лаврова интересна, по мнению Громовой, даже своей неудачей, ибо талантливость важна и в ошибках. Б. Рясенцев выразил пожелание, что бы внимание к журналу, проявленное- его обсуждением в Союзе писателей РСФСР, осталось постоянным и на бу дущие времена, после окончания Неде ли сибирской литературы в Москве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2