Сибирские огни, 1961, № 6

укрепить свой критико-библиографиче­ ский отдел. В частности, и статья Ю. Мо- сткова об «Орлиной степи», статья очень деловая и серьезная, поможет автору романа куда больше, чем десятки дифи­ рамбов, пропетых по его адресу в Мо­ скве. — Стыдно читать очерки и статьи на­ ших литераторов,— заявил Турков,— которые делают вид, что они чуть ли не вслед за Ермаком отправились в Сибирь и совершают в ней на каждом шагу «от­ крытия». В этом плане статья «Литера­ турные набеги» верна и нужна. Иначе выглядит статья Н. Яновского о повести «Знакомьтесь, Балуев». Она настолько похвальна по тону, что кажется серена­ дой, пропетой под балконом В. Кожев­ никова. В целом же «Сибирские огни» можно поздравить с хорошим критиче­ ским отделом. Оживленную полемику вызвала по-, весть Е. Коронатовой «Клавдия». Резко критиковал ее Н. Москвин, стараясь под­ крепить свои суждения ссылкой на клас­ сиков. Говоря по существу повести, Мо­ сквин сказал, что ей сильно вредит пред- решенность событий. Читатель заранее знает, что произойдет. Ему ясно, что презрение к Клавдии, торгующей на рын­ ке, сменится уважением, к ней придет любовь Матвея. С первых строк ход со­ бытий уже ясен. — У нас вообще часто любовь закан­ чивается в книгах на трехсотой странице только потому,— сказал Н. Москвин,— что писатель словно боится, как бы чита­ телю не стало скучно, если любовь обо­ рвется на сотой странице. Мне могут воз­ разить, что у Льва Толстого Пьер полю­ бил Наташу тоже в начале романа, а со­ единился с ней лишь в конце громадной эпопеи. Да, но сколько действительных, а не придуманных препятствии мешало им соединиться! Тут и любовь Наташи к князю Андрею, и ее увлечение Кураги- ным, и Отечественная война, и многое другое. Между Матвеем же и Клавдией барьеры искусственные. Им мешают объ- ксниться то дождик, то вызов в райком, то появление старого мужа, и лишь в конце повести Клавдия вырывается из авторских рук, чтобы прибежать наконец к Матвею. Горячо возражала Н. Москвину В. Карпова. Порадовав сибиряков сообще­ нием, что «Советский писатель» связан с «Сибирскими огнями» тесным деловым контактом и черпает оттуда своих авто­ ров, В. Карпова сказала, что успехи и неудачи журнала живо волнуют цент­ ральное издательство нашей страны. Сейчас в производстве находится роман Ал. Маленького «Покорители тундры». Будет публиковаться «Война за океан» Н. Задорнова. Издаются в этом году «Кандаурские мальчишки», две повести В. Липатова и многое другое. Надо, что­ бы мимо «Советского писателя» не про­ ходило ничто из наиболее талантливого, печатающегося в краях и областях нашей родины. Продолжая свое выступление, В. Карпова сказала: — Но взять слово меня заставило неправильное суждение Н. Москвина о повести «Клавдия». Он не почувствовал в ней жизненной правды потому, что, ви­ димо, бегло читал ее, а также подошел чисто технологически к произведению. Тема повести — разрыв с собственниче­ ством — очень важна. И посмотрите, как умно, тонко, на малой площади пове­ сти показано это автором! Клавдия ведет себя на рынке артистически. Она увлече­ на не столько стяжательством, сколько самим процессом торговли, демонстраци­ ей своего достатка, созданного за время жизни с завмагом. Но вот она остается одна. Друзья отошли от нее. И это ее гнетет. Только в самом финале произве­ дения показывается, как к Клавдии воз­ вращается радость жизни, уважение од­ носельчан. Убедительно дано переплете­ ние, личного конфликта с общественны­ ми делами. Я бы издала эту книжку большим тиражом, — закончила В. Кар­ пова, — чтобы она продавалась в каж­ дой деревенской лавке. Выступление Н. Москвина — ошибка, недоразумение. Б. Евгеньев говорил о романе Г. Мо- лостнова «Междуречье», охарактеризо­ вав его как произведение талантливое, но очень неровное, дающее хороший по­ вод для разговора о литературном ма­ стерстве. Вспоминается роман прежде всего своими пейзажами Сибири. Сдела­ ны они приподнято, с большим чувством и зоркостью. След от ягодки, прокатив­ шейся по снегу, река, запахшая медом, после того, как медведь умыл в ней мор­ ду, — все это очень поэтично. Автору вообще присуще свежее, радостное ми­ роощущение. Герои его — люди трудных судеб. Выписаны они глубокими лириче­ скими мазками. Фигуры даже не перво­ го, а второго—третьего плана вылеплены рельефно. Тем отчетливее на этом фоне видны промахи в обрисовке некоторых персонажей. Настораживает появление претенциозной женщины с зелеными гла­ зами. Противоречат строю романа поэт Вершинин с его женой Адочкой. Они су­ сальны рядом с главными сильными ге­ роями. Самая слабая глава — поездка инженера Пухарева в Москву, где он, стоя в Кремле, вспоминает старинные стихи Глинки. Недостоверна и фальшива сцена, когда Райка ждет гостей и сове­ туется с портретом покойной матери по всяким кулинарным делам. Внимательно выслушано было вы­ ступление Н. Задорнова. Как и многие другие писатели, он критиковал сто­ личные литературные газеты за слабое внимание к литературе в краях и об­ ластях страны, но главным в его вы­ ступлении был призыв к молодежи лю­ бить и знать родную природу так же хорошо, как знают ее писатели старшего поколения. В качестве примера Н. За­ 12- «Сибирские огни» № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2