Сибирские огни, 1961, № 6
укрепить свой критико-библиографиче ский отдел. В частности, и статья Ю. Мо- сткова об «Орлиной степи», статья очень деловая и серьезная, поможет автору романа куда больше, чем десятки дифи рамбов, пропетых по его адресу в Мо скве. — Стыдно читать очерки и статьи на ших литераторов,— заявил Турков,— которые делают вид, что они чуть ли не вслед за Ермаком отправились в Сибирь и совершают в ней на каждом шагу «от крытия». В этом плане статья «Литера турные набеги» верна и нужна. Иначе выглядит статья Н. Яновского о повести «Знакомьтесь, Балуев». Она настолько похвальна по тону, что кажется серена дой, пропетой под балконом В. Кожев никова. В целом же «Сибирские огни» можно поздравить с хорошим критиче ским отделом. Оживленную полемику вызвала по-, весть Е. Коронатовой «Клавдия». Резко критиковал ее Н. Москвин, стараясь под крепить свои суждения ссылкой на клас сиков. Говоря по существу повести, Мо сквин сказал, что ей сильно вредит пред- решенность событий. Читатель заранее знает, что произойдет. Ему ясно, что презрение к Клавдии, торгующей на рын ке, сменится уважением, к ней придет любовь Матвея. С первых строк ход со бытий уже ясен. — У нас вообще часто любовь закан чивается в книгах на трехсотой странице только потому,— сказал Н. Москвин,— что писатель словно боится, как бы чита телю не стало скучно, если любовь обо рвется на сотой странице. Мне могут воз разить, что у Льва Толстого Пьер полю бил Наташу тоже в начале романа, а со единился с ней лишь в конце громадной эпопеи. Да, но сколько действительных, а не придуманных препятствии мешало им соединиться! Тут и любовь Наташи к князю Андрею, и ее увлечение Кураги- ным, и Отечественная война, и многое другое. Между Матвеем же и Клавдией барьеры искусственные. Им мешают объ- ксниться то дождик, то вызов в райком, то появление старого мужа, и лишь в конце повести Клавдия вырывается из авторских рук, чтобы прибежать наконец к Матвею. Горячо возражала Н. Москвину В. Карпова. Порадовав сибиряков сообще нием, что «Советский писатель» связан с «Сибирскими огнями» тесным деловым контактом и черпает оттуда своих авто ров, В. Карпова сказала, что успехи и неудачи журнала живо волнуют цент ральное издательство нашей страны. Сейчас в производстве находится роман Ал. Маленького «Покорители тундры». Будет публиковаться «Война за океан» Н. Задорнова. Издаются в этом году «Кандаурские мальчишки», две повести В. Липатова и многое другое. Надо, что бы мимо «Советского писателя» не про ходило ничто из наиболее талантливого, печатающегося в краях и областях нашей родины. Продолжая свое выступление, В. Карпова сказала: — Но взять слово меня заставило неправильное суждение Н. Москвина о повести «Клавдия». Он не почувствовал в ней жизненной правды потому, что, ви димо, бегло читал ее, а также подошел чисто технологически к произведению. Тема повести — разрыв с собственниче ством — очень важна. И посмотрите, как умно, тонко, на малой площади пове сти показано это автором! Клавдия ведет себя на рынке артистически. Она увлече на не столько стяжательством, сколько самим процессом торговли, демонстраци ей своего достатка, созданного за время жизни с завмагом. Но вот она остается одна. Друзья отошли от нее. И это ее гнетет. Только в самом финале произве дения показывается, как к Клавдии воз вращается радость жизни, уважение од носельчан. Убедительно дано переплете ние, личного конфликта с общественны ми делами. Я бы издала эту книжку большим тиражом, — закончила В. Кар пова, — чтобы она продавалась в каж дой деревенской лавке. Выступление Н. Москвина — ошибка, недоразумение. Б. Евгеньев говорил о романе Г. Мо- лостнова «Междуречье», охарактеризо вав его как произведение талантливое, но очень неровное, дающее хороший по вод для разговора о литературном ма стерстве. Вспоминается роман прежде всего своими пейзажами Сибири. Сдела ны они приподнято, с большим чувством и зоркостью. След от ягодки, прокатив шейся по снегу, река, запахшая медом, после того, как медведь умыл в ней мор ду, — все это очень поэтично. Автору вообще присуще свежее, радостное ми роощущение. Герои его — люди трудных судеб. Выписаны они глубокими лириче скими мазками. Фигуры даже не перво го, а второго—третьего плана вылеплены рельефно. Тем отчетливее на этом фоне видны промахи в обрисовке некоторых персонажей. Настораживает появление претенциозной женщины с зелеными гла зами. Противоречат строю романа поэт Вершинин с его женой Адочкой. Они су сальны рядом с главными сильными ге роями. Самая слабая глава — поездка инженера Пухарева в Москву, где он, стоя в Кремле, вспоминает старинные стихи Глинки. Недостоверна и фальшива сцена, когда Райка ждет гостей и сове туется с портретом покойной матери по всяким кулинарным делам. Внимательно выслушано было вы ступление Н. Задорнова. Как и многие другие писатели, он критиковал сто личные литературные газеты за слабое внимание к литературе в краях и об ластях страны, но главным в его вы ступлении был призыв к молодежи лю бить и знать родную природу так же хорошо, как знают ее писатели старшего поколения. В качестве примера Н. За 12- «Сибирские огни» № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2