Сибирские огни, 1961, № 6
другом талантливом произведении — по вести Н. Осинина «Земля мужества», по казывающей читателю жизнь целинных земель глазами мальчишек. Как о настоящем открытии говорилось участниками совещания о сказах И. Ер макова. — В журнале появился великолеп ный писатель И. Ермаков,— заявил Н. Асанов.— Это нечто необыкновен но талантливое. Великолепна хватка. Ав тор буквально играет языком. И напрас но наша критика молчит о нем. Это писа тель нового качества. Мы привыкли, что в жанре сказа разрабатываются только темы прошлого. А вот И. Ермаков в этом самом жанре пишет о времени и о себе. В этом его принципиальное отличие от Бажова и Писахова. Н. Асанова горячо поддержал заведу ющий отделом прозы журнала «Звезда» А. Хршановский: — Я поразился, что Ермаков не был нам известен ранее. У меня впечатление, что в известном роде он выше Бажова, так как пишет сказы о современности. Видно, что в «Сибирских огнях» любят русскую литературу. У И. Ермакова всюду чувствуется большой глубинный подтекст. Касаясь статьи В. Соколова «Поэти ческий край», А. Хршановский сказал, что вспомнил, читая ее, басню об Апол лоне и Зоиле, который во всем видел лишь дурное. А. Хршановский высказал свое убеждение, что Соколова подвела поспешность; он попросту не успел про читать прозу в журнале. Начиная свое выступление, Н. Емель янова шутливо заявила, имея в виду «Сибирские огни», что считает себя не «огнелюбом», но скорее «огнепоклонни ком», так велики ее симпатии к этому журналу, с которым связано много пи сательских биографий. В повести «В ти сках Джугдыра» ее подкупило безупреч ное знание автором, опытным геологом, материала, умный, исполненный чело вечности, немножко грустный взгляд пи сателя и на своих героев и на события. Прекрасны в книге пейзажи. Чист и ясен язык. Противоречивые суждения были вы сказаны о романе В. Ворошилова «Солн це продолжает светить». В. Друзин отме тил. что первая половина романа значи тельно лучше второй, в которую вры вается целая толпа незапоминающихся героев. Автор стремится счастливо за вершить судьбы всех героев. А. Каравае ва поделилась опытом своей редактор ской работы с Николаем Островским и высказала предположение, что, по-види мому, рядом с Ворошиловым не оказа лось достаточно чуткого и терпеливого редактора, который кропотливо помогал бы автору совершенствовать свое произ ведение. Именно поэтому телега пове ствования вдруг сбивается куда-то в сторону, в романе много наивностей. До воды А. Караваевой и В. Друзина оспа ривал П. Федоров. Да, поначалу роман читается трудно. Первые главы написа ны робко, плохо отредактированы. Но чем дальше, тем больше забываешь о стилистических погрешностях, кстати го воря, легко устранимых. Книга захваты вает, волнует, как одно из немногих про изведений последних лет. Роман застав ляет глубоко задуматься над трагиче ской судьбой тех, кто лишился зрения. Коммунист Макаров и зрячая Маша де лают в романе все, чтобы вернуть к на стоящей большой жизни несчастных, иногда глубоко озлобленных своей тра гедией людей. Автор сам совершил под виг: будучи летчиком, он на 92-м бое вом вылете потерял зрение. Но даже без всякой скидки на особые условия, в которых автор создавал свой роман, на его личную трагедию, произведение за служивает доброго слова центральной критики. Н. Емельянова неправа, говоря о нежизненных коллизиях и натурализ ме в романе.— Я поздравляю автора с хорошей книгой,— закончил Федоров. Иначе отозвался он о романе В. Ба- лябина «Забайкальцы». Отдавая долж ное отличному знанию автором жизни и быта забайкальских казаков, своеобраз ной природе Забайкалья, познаватель ному значению романа, П, Федоров вме сте с тем утверждал, что автор потер пел неудачу в своей попытке показать социальную драму Насти. Драмы не по лучилось. Досадны очень близкие совпа дения местами с «Тихим Доном». Тако ва сцена призыва на приемном пункте. С Федоровым спорил Н. Задорнов, давший высокую оценку, роману «За байкальцы». Не встретило поддержки заявление П. Федорова о том, что статья Ю. Мост- кова заушательски зачеркнула «Орли ную степь» М. Бубеннова и надо в свя зи с этим потребовать от главного редак тора журнала объяснения: все ли члены редколлегии были солидарны с автор ской оценкой этого романа? А. Громова резонно ответила на это в своем выступлении, что журнал имеет право высказывать свою оценку любого произведения советского писателя. И вовсе необязательно для этого поголов ное согласие всех членов редколлегии с даваемой оценкой. Критик А. Турков добавил к этому, что недостатком журнала «Дальний Во сток», который ранее обсуждался в этих же стенах Союза писателей РСФСР, яв лялась именно известная ограниченность в выборе тем для критики. У «Сибир ских огней» нет такого местничества. Журнал вел разговор и о «Поднятой це лине», и о новом романе Н- Вирты, и о кинодраматургии Довженко, словом, о значительных явлениях советской лите ратуры, безотносительно к их географии. Привлечение московских, ленинградских и прочих критиков помогло журналу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2