Сибирские огни, 1961, № 6
Несмотря на обилие материала в рома не Задорнова, он написан сжато, энер гично,— утверждала Е. Леваковская.—• Разнообразнее стал язык романа. Корот кая рубленая фраза чередуется с вет вистой, изобилующей придаточными предложениями. Интересна работа ав тора над портретом. Он не дает в лоб портрет Невельского, показывая его нам глазами нескольких персонажей в раз ных ракурсах. Короче, яснее стал пей заж. «Черная зелень кедров» — это про сто здорово. И хорошо, что редактор не «поправил» такие места. Роман имеет огромную познавательную ценность. Говоря о недостатках романа, Лева ковская согласилась с замечанием Сла вина, что первые его страницы перегру жены персонажами. Такое же впечатле ние осталось у нее и от последних стра ниц, где появляются несколько женских образов, которым уже негде развернуть ся. Безлична в романе солдатская мас са. Она осталась за пределами авторско го внимания. Значительную часть своего выступле ния Е. Леваковская посвятила повести А. Приставкина. Сейчас очень привилась форма маленького рассказа,— сказала она.—Иногда их пишут и потому, что по просту у автора не хватает материала на настоящий «большой» рассказ. По этому пути идет и Приставкин. Он та лантлив. но судьба его тревожит. В рас сказах Приставкина, опубликованных в «Литературной газете», нет характеров, там нельзя запомнить никого из персона жей. В поисках формы нельзя забывать о показе человека. В этом главное. Погоня за формой и привела писателя к утере качества. В повести есть только две ка тегории людей — бегуны со стройки и активисты, А характеров нет. Вот к че му приводит нехватка кислорода автор ского сердца. Положительно был оценен и второй крупный роман, опубликованный в жур нале,— «Покорители тундры» Ал. Ма ленького. — Я был поражен, прочитав этот ро ман,— заявил М. Шкерин,— Спасибо «Сибирским огням», порадовавшим нас этим произведением! Но вот конец ро мана куда слабее начала. Позже я узнал, почему так случилось: автор успел напи сать лишь первую книгу, заканчивался же роман по сохранившимся авторским записям. Думается, журнал поступил бы лучше, опубликовав лишь написанное, пусть даже в виде фрагментов. Ал. Ма ленький принадлежал к .старой гвардии сибирских писателей, и меня возмутило пренебрежительное, походя, зачеркива ние В. Соколовым подобных произведе ний. Нет, мы будем еще сотни лет осва ивать Сибирь. И звать в нее для этого молодежь надо художественным словом, подобным слову Ал. Маленького. Настоящим «именинником» чувство вал бы себя на обсуждении автор «Кан- даурских мальчишек» Г. Михасенко. К сожалению, его не было в Москве. В очень душевном выступлении одна из старейших русских писательниц, А. Караваева поделилась воспоминания ми о необычной истории возникновения журнала «Сибирские огни» в голодное и трудное время, о первых его шагах по выявлению и сплачиванию литератур ных сил Сибири, о волшебном лете 1923 года, когда писательница поехала на лошадке по Алтаю и вынесла из этой поездки много поэтических впечатлений. Говоря о «Кандаурских мальчишках»,. А. Караваева охарактеризовала ее как великолепную вещь: — Читая ее, я вспомнила военные годы, когда наши ребята так быстро взрослели, оставаясь в то же время деть ми, со всеми их шалостями и детством. Очень тонко показана автором эта осо бенность ребят тех лет: в языке их нет ничего ложного. В милом юморе книги есть что-то, я бы сказала, чеховское. А. Караваева внесла предложение: к сорокалетию «Сибирских огней» послать- в Сибирь большую группу мастеров ли тературы, чтобы они могли дать журна лу свои живые зарисовки, очерки, стихи, дневники, рассказы, навеянные поезд кой. В оценке «Кандаурских мальчишек» с А. Караваевой согласился А. Дорохов: — Поток выходящей литературы ве лик. Не успеваешь прочесть и малой до ли публикуемого, многое проходит мимо. Но вот к декаде, обсуждению читаешь журнал, книги и сталкиваешься с отлич ными вещами, о которых бы иначе не узнал. Так и с «Кандаурскими мальчиш ками». Написана вещь от первого лица, что, как известно, всегда трудно. Тем за мечательнее, что всюду в ней сохране ны верные мальчишеские интонации, без всякой фальши. В повести дается широкая картина жизни в деревне в те- годы, хотя внешне в ней рассказывается только о ребятах. Умело дается пейзаж. Увиден он глазами мальчика, но пере сказан словами автора. Хорошо-показа на специфика деревенской жизни воен ной поры. Видно отличное знание мате риала, которого из книг не почерпнешь. А это увлекает, заставляет верить авто ру во всем. Хорошо показана гордость, ребят своим трудом, органически выте кающая из их действенной помощи взрос лым. Г. Михасенко -— одаренный худож ник. Посмотрите, какие замечательные детали дает он, говоря о пейзаже, о внешнем облике героев. Приятна в пове сти ее целомудренность. Очень интересно показано взаимодействие двух куль тур — деревенской и городской — в об щении мальчишек между собой. Есть только одна опасность, от которой хочет ся предостеречь аЪтора. Иногда, увлека ясь живописью словом, он нарушает строй речи своих маленьких героев. Много теплых слов было сказано о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2