Сибирские огни, 1961, № 6
воря о том, что «Сибирские огни» явля ются старейшим в нашей советской стра не журналом, никто из выступавших не делал это поводом для воскурения фи миама. От начала до конца разговор шел в сугубо деловом тоне. Обсуждение открылось докладом глав ного редактора «Сибирских огней» В. В. Лаврентьева, рассказавшего об истории создания журнала, его направлении, о планах и заботах редколлегии в свете приближающегося крупного события в нашей стране — XXII съезда Коммуни стической партии Советского Союза. Вслед за тем начались выступления участников обсуждения, на которое съехались около пятидесяти поэтов и прозаиков с берегов Байкала и Енисея, из степей Хакассии, горных ущелий Ал тая и Тувы. Примечательно, что очень многие писатели Москвы и Ленинграда, сами далеко не новички в литературе, за являли о неожиданных и приятных от крытиях, сделанных ими на страницах «Сибирских огней». Это лишний раз под твердило справедливость слов В. Лав рентьева, говорившего в своем докладе, что центральная критика не балует сво им вниманием произведения, публикуе мые в «Сибирских огнях». Вопреки бездоказательному утвержде нию В. Соколова в «Литературной газе те» о том, что проза в журнале якобы отстает, влачится позади поэзии, обсуж дение показало, что только за два, по следних года «Сибирские огни» познако мили читателей со. многими хорошими произведениями именно в жанре прозы. И не случайно выступление В. Соколо ва встретило самый резкий отпор со стороны целого ряда участников обсуж дения. О ложности вывода критика го ворили Б. Соловьев, М. Шкерин, Б. Ря- сенцев, Е. Леваковская, А. Хршановский, П. Федоров, К. Горбунов и многие дру гие. А Н. Асанов внес даже предложе ние: чтобы этот единодушный отпор стал известным широкому читателю, потре бовать от «Литературной газеты» испра вления ошибки, допущенной ею публика цией статьи В. Соколова «Край поэти ческий». Также не случайно обсуждение жур нала началось именно с прозы, и добрая половина выступавших говорила о ней. С редким единодушием участники со вещания дали высокую оценку роману Н. Задорнова «Война за океан». Под робно анализируя это крупное произве дение, Л. Славин сказал, что жанр исто рико-географического романа вообще еще слабо разработан в нашей литературе. И это несмотря на то, что Россия имела таких выдающихся путешественников и первооткрывателей с мировым именем, как Миклухо-Маклай, Пржевальский, Невельской, Черский и многие другие. Тем замечательнее настойчивость Н. За дорнова в описании страниц русской истории, связанных с именем Невель ского. Известно изречение, что история: есть политика, опрокинутая в прошлое. Писатель, приступающий к разработке^ исторической темы, всегда сталкивается с известной предвзятостью, заданностью» исторических архивных материалов, ко торые ему приходится преодолевать. Н. Задорнов умело преодолевает сопро тивление этих материалов, выходит из- под их влияния. Даже если бы он пред ложил вниманию читателя ооман чисто» описательный, то и тогда зго имело бы большое значение. Но автор широко вво дит в ткань романа чисто познаватель ный элемент, сопровождает свое пове ствование различными ссылками, гео графической картой. И это не разрушает художественную ткань романа. Как передать аромат, дух эпохи? На звать только годы, когда происходят со бытия, недостаточно. Цифры не пахнут. И здесь Н. Задорнов очень тонко дает- приметы времени. В> одном случае это» кличка собаки ненавистным именем тог дашнего русского министра Нессельроде, в другом случае жена Невельского, Ека терина Ивановна, встречая молодую ги лячку, предостерегает молодых офице ров: «Только чтоб не получилось, госпо да, как с Бэлой». Ведь Печорин был., современником персонажей романа. В- третьем случае во внутреннем моноло ге Екатерина Ивановна говорит, что ста рается трудиться, как Жорж Занд. Однако в романе есть и недостатки.. В самом его начале автор вводит чрез мерно много действующих лиц, не давая им ни действия, ни характера. Получа ется нечто вроде списка лиц, действу ющих в пьесе. Персонажи начинают приобретать трехмерность значительно* позже. Возможно, конечно, что это не избежный итог сокращений, произве денных при публикации романа в журна ле. Факт тот, что автор выполнил боль шую работу, воспроизведя облик одного- из замечательных героев прошлого. Заканчивая свое выступление, Л. Сла вин высказал сомнение: — При всех своих добрых качест вах, гуманности, Невельской тем не ме нее объективно является проводником колонизаторской политики русского цар ского правительства. Не следует ли в этой связи окрасить несколько иначе об лик Невельского, чтобы не- впасть в про тиворечие с исторической правдой? Это сомнение отверг В. Друзин, за явивший, что если бы Невельской не вы полнил в свое время порученную ему исторически прогрессивную миссию, то почем знать, не хозяйничали бы сейчас на Дальнем Востоке американцы или англичане? Друзин расценил роман «Война за океан» как бесспорное дости жение автора и журнала. Книга Задор нова завершает эпопею писателя о це лой эпохе русской истории, эта амурская: эпопея — подлинный писательский под виг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2