Сибирские огни, 1961, № 6

воря о том, что «Сибирские огни» явля­ ются старейшим в нашей советской стра­ не журналом, никто из выступавших не делал это поводом для воскурения фи­ миама. От начала до конца разговор шел в сугубо деловом тоне. Обсуждение открылось докладом глав­ ного редактора «Сибирских огней» В. В. Лаврентьева, рассказавшего об истории создания журнала, его направлении, о планах и заботах редколлегии в свете приближающегося крупного события в нашей стране — XXII съезда Коммуни­ стической партии Советского Союза. Вслед за тем начались выступления участников обсуждения, на которое съехались около пятидесяти поэтов и прозаиков с берегов Байкала и Енисея, из степей Хакассии, горных ущелий Ал­ тая и Тувы. Примечательно, что очень многие писатели Москвы и Ленинграда, сами далеко не новички в литературе, за­ являли о неожиданных и приятных от­ крытиях, сделанных ими на страницах «Сибирских огней». Это лишний раз под­ твердило справедливость слов В. Лав­ рентьева, говорившего в своем докладе, что центральная критика не балует сво­ им вниманием произведения, публикуе­ мые в «Сибирских огнях». Вопреки бездоказательному утвержде­ нию В. Соколова в «Литературной газе­ те» о том, что проза в журнале якобы отстает, влачится позади поэзии, обсуж­ дение показало, что только за два, по­ следних года «Сибирские огни» познако­ мили читателей со. многими хорошими произведениями именно в жанре прозы. И не случайно выступление В. Соколо­ ва встретило самый резкий отпор со стороны целого ряда участников обсуж­ дения. О ложности вывода критика го­ ворили Б. Соловьев, М. Шкерин, Б. Ря- сенцев, Е. Леваковская, А. Хршановский, П. Федоров, К. Горбунов и многие дру­ гие. А Н. Асанов внес даже предложе­ ние: чтобы этот единодушный отпор стал известным широкому читателю, потре­ бовать от «Литературной газеты» испра­ вления ошибки, допущенной ею публика­ цией статьи В. Соколова «Край поэти­ ческий». Также не случайно обсуждение жур­ нала началось именно с прозы, и добрая половина выступавших говорила о ней. С редким единодушием участники со­ вещания дали высокую оценку роману Н. Задорнова «Война за океан». Под­ робно анализируя это крупное произве­ дение, Л. Славин сказал, что жанр исто­ рико-географического романа вообще еще слабо разработан в нашей литературе. И это несмотря на то, что Россия имела таких выдающихся путешественников и первооткрывателей с мировым именем, как Миклухо-Маклай, Пржевальский, Невельской, Черский и многие другие. Тем замечательнее настойчивость Н. За­ дорнова в описании страниц русской истории, связанных с именем Невель­ ского. Известно изречение, что история: есть политика, опрокинутая в прошлое. Писатель, приступающий к разработке^ исторической темы, всегда сталкивается с известной предвзятостью, заданностью» исторических архивных материалов, ко­ торые ему приходится преодолевать. Н. Задорнов умело преодолевает сопро­ тивление этих материалов, выходит из- под их влияния. Даже если бы он пред­ ложил вниманию читателя ооман чисто» описательный, то и тогда зго имело бы большое значение. Но автор широко вво­ дит в ткань романа чисто познаватель­ ный элемент, сопровождает свое пове­ ствование различными ссылками, гео­ графической картой. И это не разрушает художественную ткань романа. Как передать аромат, дух эпохи? На­ звать только годы, когда происходят со­ бытия, недостаточно. Цифры не пахнут. И здесь Н. Задорнов очень тонко дает- приметы времени. В> одном случае это» кличка собаки ненавистным именем тог­ дашнего русского министра Нессельроде, в другом случае жена Невельского, Ека­ терина Ивановна, встречая молодую ги­ лячку, предостерегает молодых офице­ ров: «Только чтоб не получилось, госпо­ да, как с Бэлой». Ведь Печорин был., современником персонажей романа. В- третьем случае во внутреннем моноло­ ге Екатерина Ивановна говорит, что ста­ рается трудиться, как Жорж Занд. Однако в романе есть и недостатки.. В самом его начале автор вводит чрез­ мерно много действующих лиц, не давая им ни действия, ни характера. Получа­ ется нечто вроде списка лиц, действу­ ющих в пьесе. Персонажи начинают приобретать трехмерность значительно* позже. Возможно, конечно, что это не­ избежный итог сокращений, произве­ денных при публикации романа в журна­ ле. Факт тот, что автор выполнил боль­ шую работу, воспроизведя облик одного- из замечательных героев прошлого. Заканчивая свое выступление, Л. Сла­ вин высказал сомнение: — При всех своих добрых качест­ вах, гуманности, Невельской тем не ме­ нее объективно является проводником колонизаторской политики русского цар­ ского правительства. Не следует ли в этой связи окрасить несколько иначе об­ лик Невельского, чтобы не- впасть в про­ тиворечие с исторической правдой? Это сомнение отверг В. Друзин, за­ явивший, что если бы Невельской не вы­ полнил в свое время порученную ему исторически прогрессивную миссию, то почем знать, не хозяйничали бы сейчас на Дальнем Востоке американцы или англичане? Друзин расценил роман «Война за океан» как бесспорное дости­ жение автора и журнала. Книга Задор­ нова завершает эпопею писателя о це­ лой эпохе русской истории, эта амурская: эпопея — подлинный писательский под­ виг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2