Сибирские огни, 1961, № 6
■очень оригинален. Казалось бы, противо речия, контрасты романа должны были бы вызвать какие-то бурные исходы в судьбах героев. А дочитаешь его до кон ца и видишь: если не считать разоблаче ния третьестепенного персонажа Бабони, всё и все остаются на своих местах. Что же, перед нами бесконфликтное произве дение? Конечно, нет. Конфликты были, и они нашли свое разрешение. Они были .драматичными, но в самой природе их не было заложено условий, требующих решительной «перетасовки» характеров и окончательного «сокрушения» харак теров резко отрицательных. _ Несомненно, что Лукин не может ос таваться редактором многотиражной га зеты и начальником отдела кадров, а Хвороба — секретарем редакции. Это уже. решил про себя вновь избранный секретарь заводской партийной организа- 'ции Сергей Плотников. Но как быть с ними? Сергей верно разбирается в новых условиях, когда ленинские нормы пар тийной жизни прочно завоевали свое ме сто. И у него созрело правильное реше ние: с карьеристами и приспособленцами лужйо бороться, необходимо сломать в их душах то, что претит советскому обще ству, но даже их нельзя выкидывать из жизни, не отмахиваться от трудной и щекотливой задачи воспитания таких типов. А что касается других героев, то Плотников, понимая сложность и разно образие характеров, отдает себе отчет в общем направлении предстоящей ему ■огромной работы: «Размышляя о новых своих обязанностях, он прежде всего ви дел людей ■— знакомых и незнакомых: организовать, воодушевить, а тех, кто споткнулся, — поднять, ободрить». Все это верно, и, отдавая должное ин тересным замыслам К. Локоткова, мы не можем, однако, не видеть в его романе весьма серьезных просчетов. Мы уже упоминали, что для произве дения характерен быстрый темп в изобра жении жизни маленького заводского по селка. Нам нечего сказать против тако го приема сюжетной организации произ ведения: он гармонирует с намерением К. Локоткова противопоставить внешней обманчивой тишине местечка его внут реннюю напряженную и одухотворен ную жизнь. Но быстрый темп в развитии событий, -сжатость описаний, точная краткость в изображении характера, а с другой сто роны, схематизм, — явления не только не сходные, а прямо противоположные. И нам думается, что К. Локотков не всегда замечает эту принципиальную разницу. Если можно согласиться с крат кой характеристикой персонажей второ го и более дальных планов, то схема тизм в изображении ведущих героев со вершенно неприемлем. О том, как обри сован характер Кати, уже говорилось. Можно добавить, что более глубокого изображения заслуживали и такие инте реснейшие фигуры, как Абросимов, старший Перепелица, его сын комендант, Наталья Павловна. Мы уже не говорим о том, что образ коллектива рабочих не раскрыт совершенно. В сущности, если внимательно про анализировать сюжет «Желанного», воз никает впечатление, что писатель много го в романе завершить не успел. Фон дан, герои расставлены, пора вводить их в действие, показать, как растет новое в маленьком местечке на маленьком заво де, как его люди вкладывают свою долю в общее коммунистическое дело. Одна ко полностью исчерпана в произведении лишь одна сюжетная линия (Аброси мов — Лукин). Неверно было бы объяснить просчеты романа лишь поспешностью, горячно стью писателя. Она, как мы увидим да лее, больше сказалась на стиле произ ведения. Мы предполагаем другое: пози тивная часть романа продумана его авто ром пока что гораздо слабее, чем нега тивная. Мысль художника еще не созре ла в той мере, чтобы тема «Желанного» раскрылась в полнокровных образах и картинах. Доказать это не трудно. Достаточно сослаться на образ ведущего героя рома на — Сергея Плотникова. Как подчерки вает К. Локотков, ему предстоит в даль нейшем свершить большое дело в орга низации и сплочении рабочего коллекти ва. А между тем, характер Плотникова тоже очень схематичен, а его благород ные свойства показаны не в росте и раз витии, а как бы данными «изначально». Больше того, автор «Желанного», не вы верив столь ответственный образ поэти чески и «алгебраически», наделил его приметами и чертами, ему несвойствен ными. Мы говорили, что Плотников верно думает о предстоящих ему делах. И он же одновременно высказывает следую щие мысли: «Вся эта история с газетой, сама по себе, может быть, и не столь важная в ряду других заводских событий, для Сергея имела весьма серьезное значе ние. Она помогла ему прийти к выводу, который станет в будущем единствен ным и главным в его раздумьях о людях и определит все его дальнейшие поступ ки: на заводе нет коллектива — крепко го, дружного, нерасторжимо спаянного чувством локтя. Есть собрание людей — хороших, честных, менее хороших и ме нее честных (как и во всяком собрании), но никто их никуда не ведет, никто не зажигает их сердца страстным словом; они .сами идут скученной массой, влеко мые долгом совести или просто трезвым житейским расчетом. В конце концов им наплевать, ссорятся или нет между собой Абросимов и Лукин, от этого ничего не изменится в их жизни; привычный, тре бовательный, до боли родной заводской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2