Сибирские огни, 1961, № 6
тывает то, что кроется в глубоких тай никах у любых карьеристов. «Наша со ветская система нуждается в коренном исправлении», — нагло заявляет Хво роба. Более убийственной характеристики мещанам-«служакам» не дашь. Писатель подвел их к краю пропасти, обнажив пе ред нами весь политический вред оку- ровщины на подходах к коммунистиче скому завтра. В лагерь последних «рыцарей» оку- ровщины писатель относит и «стиляг». Он избегает при этом легких путей. Его! например, не интересуют внешние про явления характеров «исключительных натур» — ни галстуки с обезьянами, ни узкие брюки, ни экстравагантные приче ски. Его внимание привлекли «стиляги», так сказать, «идейные», то есть та не многочисленная поросль молодежи, ко торая исповедует принципы нигилизма, находит правду жизни в осмеянии якобы «прозаических» дел современности, ищет чего-то «сверхнеобыкновенного», «исключительного». Такова подруга Кати — Ирина, счи тающая, что ее внешняя яркая красота дает ей право судить и отвергать все, что ей не нравится, выступать против «серости» и «обыденности». Таковы ее друзья, заправляющие делами литера турного кружка в педагогическом инсти туте. Сосредоточивая свой удар на самой нигилистической сути «стиляжничест ва», писатель с полным правом прибе гает к сатирическому его осмеянию. Сце на занятия кружка дана точными и яр кими красками: «Рослые, упитанные молодцы трагиче скими жалкими голосами воспевали уход от жизни в сумрачный мирок «тонких» эстетских переживаний. Верховодил ими толстый, лохматый, жизнерадостный на вид дядя, литературный сотрудник мест ной городской газеты. Он с упоением, рыча и подвывая на концовках, читал свои безнадежно тоскливые стихи, и странное противоречие этой унылой поэ зии с живой, почти веселой физиономи ей автора вызывало у Сергея недоуме ние». Уже в этой сцене можно уловить при знаки мещанина модернизированного, приспосабливающегося к новым услови ям. Сам он ничего за душой не имеет, зато считает себя «новатором» и объ являет мещанином и обывателем всяко го, кто мыслит ясно и просто. Оружие политической демагогии в руках оку- ровца — опасная вещь, ибо внешняя «оригинальность» иногда кажется нео пытным представителям молодежи более привлекательной, чем здравые сужде ния. К. Локотков так изображал «стиляж ничество» прежде всего потому, что ему нужно было дать ответ на очень важный вопрос: как с людьми, видящими мир .лишь с заднего двора, соприкасаются хо рошие люди? А главное, почему жизнь таких людей оказывается изломанной? Катя говорит Сергею: «Мне все равно — город, деревня, я не из тех мещано чек, которые цепляются за городской уют, не думай... Просто я сама не знаю, что буду делать после института... Педа гог из меня липовый, это я давно поня’ па... И вообще... ничего сейчас не знаю. Смутно на душе...» Человек она искрен ний, душевный, и думает, что говорит всю правду. Но если судить о ней объ ективно, то не трудно даже в этой «жа лобе» на себя найти некоторые элемен ты... «стиляжной» психологии. Ведь это только она сама решила, что педагог она — липовый, сама присвоила себе право окончить институт за счет государства и не подумать о возвращении долга. Заме тим, что у нее нет даже проблеска мы сли относительно ее ответственности пе ред народом. Она не считает себя мещан кой только потому, что не держится за городские удобства, и не замечает, что уже приобщалась к известным нормам обывательского кодекса, который гласит: поступай, как это тебе нужно, ты нико му ничего не должен. А если прочесть все страницы романа, посвященные Кате, то мы убеждаемся: она умнее и тоньше своей подруги Ири ны и некоторых ее приятелей, однако смысл ее недовольства действительно стью и ее поисков «нового» и «интерес ного» — тот же самый. К. Локотков стремился раскрыть про цесс, приводящий Катю к «стряхива нию» с дебя наносных влияний «стиляж ничества», но изображен он у него, к сожалению, упрощенно. С точки зрения формального развития событий, все об стоит благополучно. Отправившись в да лекую экспедицию, Катя в вагоне встре чается с интересными спутниками, затем несколько месяцев проводит у родни, все обдумывает, выясняет и, наконец, приез жает к Сергею в Желанное,.чтобы вме сте с ним разделить все радости и невз годы «обыкновенной» жизни, которую Катя научилась ценить и любить. Как все это случилось? Какие серьезные тол чки и побуждения привели человека к но вым мыслям и чувствам, как произошло новое рождение личности, мы не знаем. Писатель оказался более сильным в разо блачении «стиляжничества» и не разре шил до конца им же самим поставленную еще более важную проблему очищения героя от пятен окуровщины. Как видим, критика отрицательного занимает в произведении К. Локоткова видное место. И все же, перевернув последнюю страницу, читатель скажет, что художника гораздо больше заботят дела, чувства и думы героя нашей совре менности. К такому выводу приводит нас и фи нал романа, где развязываются все сю жетные узлы, где окончательно проясня ются биографии персонажей. Финал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2