Сибирские огни, 1961, № 6
тому же Виктору Ткачу, своему «обли чителю». Но нет никакой нужды черпать все новые и новые примеры из романа, по священного хотя и разным, но, как пра вило, хорошим людям нашего времени. Метод писателя совершенно ясен: надо вникать в суть явлений и характеров, нужно под внешней оболочкой видеть и глубокое содержание. Тогда каждый наш соратник в великих делах сегодняшнего и завтрашнего дней предстанет во всей сложности и в главных тенденциях раз вития своего характера. Уже такой поворот темы помогает нам в борьбе с остатками мещанства. Однако не только желателен, но и прямо необ ходим и другой контраст — между под линно ноегым и обывательщиной, претен дующей на новизну. К. Локотков заинте ресовался и таким контрастом, показав нам окуровцев сегодняшнего дня. Изучая разоблаченную в романе ред кую, но ядовитую поросль современного мещанства, нельзя, разумеется, мино вать образа Лукина — окуровца «выс шей марки», с партийным билетом в кармане. Разбираясь в его побуждениях и стремлениях, мы, пожалуй, наиболее наглядно представим себе приемы ми микрии, перекраски защитной шкуры ме щанина, стремящегося «быть с веком наравне» не потому, что его что-либо волнует в этом веке, а потому, что ина че не проживешь, не получишь своей доли благ. Карьера Лукина развертывается в тот сложный момент, когда наша партия да ла суровую оценку культу личности со всеми его отрицательными проявления ми. Для Лукина явления последних лет имеют очень простой смысл: была одна кампания, когда нужно все было хва лить и воспевать. Теперь объявлена дру гая кампания, когда нужно все критико вать. Ставь карту на эту ставку, не оши бешься — выиграешь. Политический ка питал не хуже капитала денежного, для Лукина это — синонимы. Мещанин ныне сражается, ничего не поделаешь, иначе его вытеснят. Но во-, юет он, следуя исконной заповеди ме щан: все плохи, один ты хорош. По зада нию Лукина секретарь редакции много тиражки опубликовал в ней убийствен ную «разоблачительную» статью. Пове дав о внутренних мотивах подлейшего поступка начальника отдела кадров, пи сатель обнажил перед нами сердце оку ровца, вырабатывающее не кровь, а желчь: «Перебрав всех, кого затронул в своей статье Хвороба, Лукин в каждом нашел изъян. Человек практического холодного ума, он не делал никаких от влеченных снисходительных обобще ний, вроде того, что «и на солнце есть пятна». Ему и в голову не приходило, что он занят унизительной, неблагодар ной работой, не потому, что пристально рассматривал «пятна» (ученые тоже ино гда занимаются этим), а потому, что он выискивал эти пятна любовно, с наслаж дением; в его работе не было заинтересо ванности в людях. Вчера он так же ста рательно искал достоинства (плод его наблюдений — статья «Разрешите позд равить»), но и восторженное восхищен ное восхваление не принесло ему радо сти... Все, что делал Лукин, не имело в себе меры, было расчетливо, а потому холодно, и часто приносило только огор чения...» Дай свободу действий такому мещани ну нового образца, он живо расправится со всеми людьми. Мы отсылаем читателя к страницам романа, где Лукин, как па ук, плетет сети, чтобы свалить с поста директора Абросимова, а вместе с ним и всех, с кем тот работал, чьи слабости видел и исправлял. Рядом с «идейным» мещанином Лу киным стоит служака рангом пониже — секретарь редакции многотиражной газе ты Хвороба. «Новый секретарь действительно был «свободен от посторонних влияний». Он отличался исполнительностью, безропот но подчиняясь влиянию одного редакто ра. Последняя статья Хворобы крепко запомнилась заводским читателям. Же лая заслужить одобрение редактора, громившего в это время местных космо политов (нашлись в Желанном и та кие!), Хвороба в восторженных, идилли ческих тонах описал жизнь заводского коллектива, причем изрядно напутал. Ироническое недоумение и шутки были наградой за его труд. Можно было думать, что подобную— если не серьезней — реакцию статья вы звала и среди районных руководителей. Лукин заметно помрачнел, а от востор женности Хворобы... не осталось и следа». Образ Хворобы приобретает очень сильное сатирическое звучание в эпизо де, где он, еще не остыв от порывов восхваления, переходит к поискам сквер ного и мрачного, и дает им «теоретиче ское» обоснование: «Сейчас нам крити ка нужна, как воздух... Кругом одни бе зобразия. Строили, строили...» Даже не искушенному в политике Виктору Тка чу кажутся странными «перелеты» Хворобы. Ткач осведомляется: «Как же так, недавно секретарю многотиражки все виделось в хорошем свете, всюду о» находил только героев? — Э, раньше! — Хвороба недовольно поморщился. — Би ли в пустые барабаны. Парили в обла ках. И вот вам результат. Куда ни по- • смотришь — одни безобразия». К. Локотков очень смело, не боясь резких формулировок, показал, как бес принципность превращается в принцип, да еще в принцип самый махровый по своей антисоветской сути. Если Лукин прикрывается партийными лозунгами и призывами, понимая их, разумеется, со вершенно превратно, то Хвороба выбал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2