Сибирские огни, 1961, № 6

тому же Виктору Ткачу, своему «обли­ чителю». Но нет никакой нужды черпать все новые и новые примеры из романа, по­ священного хотя и разным, но, как пра­ вило, хорошим людям нашего времени. Метод писателя совершенно ясен: надо вникать в суть явлений и характеров, нужно под внешней оболочкой видеть и глубокое содержание. Тогда каждый наш соратник в великих делах сегодняшнего и завтрашнего дней предстанет во всей сложности и в главных тенденциях раз­ вития своего характера. Уже такой поворот темы помогает нам в борьбе с остатками мещанства. Однако не только желателен, но и прямо необ­ ходим и другой контраст — между под­ линно ноегым и обывательщиной, претен­ дующей на новизну. К. Локотков заинте­ ресовался и таким контрастом, показав нам окуровцев сегодняшнего дня. Изучая разоблаченную в романе ред­ кую, но ядовитую поросль современного мещанства, нельзя, разумеется, мино­ вать образа Лукина — окуровца «выс­ шей марки», с партийным билетом в кармане. Разбираясь в его побуждениях и стремлениях, мы, пожалуй, наиболее наглядно представим себе приемы ми­ микрии, перекраски защитной шкуры ме­ щанина, стремящегося «быть с веком наравне» не потому, что его что-либо волнует в этом веке, а потому, что ина­ че не проживешь, не получишь своей доли благ. Карьера Лукина развертывается в тот сложный момент, когда наша партия да­ ла суровую оценку культу личности со всеми его отрицательными проявления­ ми. Для Лукина явления последних лет имеют очень простой смысл: была одна кампания, когда нужно все было хва­ лить и воспевать. Теперь объявлена дру­ гая кампания, когда нужно все критико­ вать. Ставь карту на эту ставку, не оши­ бешься — выиграешь. Политический ка­ питал не хуже капитала денежного, для Лукина это — синонимы. Мещанин ныне сражается, ничего не поделаешь, иначе его вытеснят. Но во-, юет он, следуя исконной заповеди ме­ щан: все плохи, один ты хорош. По зада­ нию Лукина секретарь редакции много­ тиражки опубликовал в ней убийствен­ ную «разоблачительную» статью. Пове­ дав о внутренних мотивах подлейшего поступка начальника отдела кадров, пи­ сатель обнажил перед нами сердце оку­ ровца, вырабатывающее не кровь, а желчь: «Перебрав всех, кого затронул в своей статье Хвороба, Лукин в каждом нашел изъян. Человек практического холодного ума, он не делал никаких от­ влеченных снисходительных обобще­ ний, вроде того, что «и на солнце есть пятна». Ему и в голову не приходило, что он занят унизительной, неблагодар­ ной работой, не потому, что пристально рассматривал «пятна» (ученые тоже ино­ гда занимаются этим), а потому, что он выискивал эти пятна любовно, с наслаж­ дением; в его работе не было заинтересо­ ванности в людях. Вчера он так же ста­ рательно искал достоинства (плод его наблюдений — статья «Разрешите позд­ равить»), но и восторженное восхищен­ ное восхваление не принесло ему радо­ сти... Все, что делал Лукин, не имело в себе меры, было расчетливо, а потому холодно, и часто приносило только огор­ чения...» Дай свободу действий такому мещани­ ну нового образца, он живо расправится со всеми людьми. Мы отсылаем читателя к страницам романа, где Лукин, как па­ ук, плетет сети, чтобы свалить с поста директора Абросимова, а вместе с ним и всех, с кем тот работал, чьи слабости видел и исправлял. Рядом с «идейным» мещанином Лу­ киным стоит служака рангом пониже — секретарь редакции многотиражной газе­ ты Хвороба. «Новый секретарь действительно был «свободен от посторонних влияний». Он отличался исполнительностью, безропот­ но подчиняясь влиянию одного редакто­ ра. Последняя статья Хворобы крепко запомнилась заводским читателям. Же­ лая заслужить одобрение редактора, громившего в это время местных космо­ политов (нашлись в Желанном и та­ кие!), Хвороба в восторженных, идилли­ ческих тонах описал жизнь заводского коллектива, причем изрядно напутал. Ироническое недоумение и шутки были наградой за его труд. Можно было думать, что подобную— если не серьезней — реакцию статья вы­ звала и среди районных руководителей. Лукин заметно помрачнел, а от востор­ женности Хворобы... не осталось и следа». Образ Хворобы приобретает очень сильное сатирическое звучание в эпизо­ де, где он, еще не остыв от порывов восхваления, переходит к поискам сквер­ ного и мрачного, и дает им «теоретиче­ ское» обоснование: «Сейчас нам крити­ ка нужна, как воздух... Кругом одни бе­ зобразия. Строили, строили...» Даже не искушенному в политике Виктору Тка­ чу кажутся странными «перелеты» Хворобы. Ткач осведомляется: «Как же так, недавно секретарю многотиражки все виделось в хорошем свете, всюду о» находил только героев? — Э, раньше! — Хвороба недовольно поморщился. — Би­ ли в пустые барабаны. Парили в обла­ ках. И вот вам результат. Куда ни по- • смотришь — одни безобразия». К. Локотков очень смело, не боясь резких формулировок, показал, как бес­ принципность превращается в принцип, да еще в принцип самый махровый по своей антисоветской сути. Если Лукин прикрывается партийными лозунгами и призывами, понимая их, разумеется, со­ вершенно превратно, то Хвороба выбал­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2