Сибирские огни, 1961, № 6

стремится дать ответ К. Локотков. Мы, вероятно, не ошибемся, если вы­ разим замысел писателя в следующем виде: есть в нашей стране шумные сто­ лицы, кипящие жизнью огромные горо­ да, но есть и маленькие городки, посел­ ки, есть местечки, где жизнь деревни и города сплетается вместе. Давайте по­ смотрим/ что делается там сейчас, как люди «провинции» откликаются на явле­ ния и события нашей эпохи, как строят, думают, любят. Как видим, роман К. Локоткова пред­ полагает возникновение контраста между дремучей, вялой жизнью бывшей провин­ циальной Руси и действительностью се­ годняшнего дня. Такой контраст совер­ шенно закономерен. Он должен был най­ ти свое отражение и в композиции, в сю­ жете произведения, в расстановке и дви­ жении характеров героев. Мы скажем об этом ниже, а теперь нам хотелось бы прежде всего отметить, что авторское противопоставление настоящего прошло­ му важно, прежде всего, с точки зрения раскрытия идейного содержания романа: остатки окуровщины еще не вытеснены до конца из тех последних укрытий, за которыми они окопались'. И во имя борьбы с ними очень важно понимать, где и в каких формах проявляются свой­ ства и приметы человека эпохи перехо­ д а ^ коммунизму, а где и в каких фор­ мах еще обитают бациллы мещанства. Молодой инженер Сергей Плотников приехал в маленькое местечко Желан­ ное. Ему предстоит работа не на каком- нибудь гиганте, а на сахарном заводе. Вот он сошел с поезда, и не индустри­ альные городские пейзажи открылись перед ним, а самый простой поселок, поля да перелески, да небольшие дома. Ни дать, ни взять — матушка провин­ ция с тих:ой, нехлопотной жизнью, с уз­ ким мирком жителей. Здесь есть и люди, которые в этом прочно убеждены. Начальник отдела кадров завода Лукин в разговоре с ди­ ректором доказывает: «Тут тебе не го­ род, где пролетариат настоящий, — у нас копни любого, в каждом собствен­ ник сидит...» Или начальник охраны завода Карпов сообщает Сергею Плотни­ кову при первой же встрече: «— Надел себе хомут на шею, охрану эту, ни дня, ни ночи покою нет... Тя­ желая обязанность! А никто не понима­ ет, — гав, гав, на каждом углу, будто я свое добро охраняю... Нервы уже ни к черту, того гляди свалишься... — Да отчего же это? — Воруют! Не успеешь отбиваться. Каждый норовит чего-нибудь хапнуть...» Мы привели эту выдержку потому, что мещанин не только сидит спокойно в своем углу и грызет семечки, приобре­ тенные на неизвестные доходы. Он лю­ бит и воровать, признавая «священным имуществом» лишь собственное добро. Если бы рассказ Карпова был правилен, то он мог бы служить неоспоримым до­ казательством тому, что в Желанном процветает окуровщина. Да и сам автор сталкивает Сергея с явлениями и фактами, как будто оправ­ дывающими мнения Лукина и Карпова. Вот перед нами большое и солидное здание. В нем разместилось учреждение —контора совхоза. А напротив — вет­ хое строение с огромной. вывеской «Клуб». Вот по улице шагает парнишка Витька Ткач и во все горло, истошно выводит слова сердцещипательной пес­ ни: «Ой голубка моя...» А позже мы уз­ наем, что он учинил дебош в клубе и на него заводится судебное дело. Вот комендант общежития, о котором весь поселок говорит, что он беззаконно поме­ нял худосочную корову Милку на пле­ менную Зорьку. Вот старый инженер Трофим Петрович Перепелица, на место которого прислан Сергей, бросил на его попечение завод, и новый неопытный ра­ ботник так провел свою смену, что дез­ организовал работу в следующей. А ди­ ректор завода Абросимов конфисковал тираж заводской печатной газеты. А ин­ женер Наталья Павловна озабоченно хло­ почет о том, чтобы как можно скорее же­ нить холостяка Сергея Плотникова. Что это, как не очевидные признаки прояв­ ления окуровских нравов? Ведь тот факт, что Виктор поет не об отравившей­ ся Марусе, а о голубке, или в качестве традиционной свахи выступает человек с дипломом советского инженера, сущест­ венного значения не имеет.. Мещанство отвратительно в любом обличье, а когда оно использует внешние приметы нового времени, перекрашивается, оно отврати­ тельно вдвойне. Столкнувшись с таким «букетом» фак­ тов и происшествий, читатель, как и только что приехавший в заводской по­ селок Сергей, задумывается: «Первые дни пребывания в Желанном отложи­ лись в нем путаным и противоречивым клубком впечатлений. Так бывает, когда попадаешь в новую большую компанию и на первых порах только и делаешь, что озираешься, стараясь понять: где, кто, какой человек вокруг и подле тебя? Друг или недоброжелатель? Притворяет­ ся приятным или на самом деле он ду­ шевный человек? И что за связь между ними всеми? Перепелица, Князев, Лу­ кин, Наталья, Аня и Яков Хлебниковы, Виктор Ткач и его приятель Антон... пойди, разберись сразу, что они за люди!» Есть различные приемы построения сюжета произведения. Наиболее слож­ ным из них справедливо считается сю­ жет, в ходе кот poro «наращиваются», обогащаются характеры героев. Прием К. Локоткова иной. Его идейный замы­ сел требовал: показать читателю за внешними, случайными проявлениями истинное содержание помыслов и поступ­ ков персонажей. К этому писателя тол­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2