Сибирские огни, 1961, № 6
стремится дать ответ К. Локотков. Мы, вероятно, не ошибемся, если вы разим замысел писателя в следующем виде: есть в нашей стране шумные сто лицы, кипящие жизнью огромные горо да, но есть и маленькие городки, посел ки, есть местечки, где жизнь деревни и города сплетается вместе. Давайте по смотрим/ что делается там сейчас, как люди «провинции» откликаются на явле ния и события нашей эпохи, как строят, думают, любят. Как видим, роман К. Локоткова пред полагает возникновение контраста между дремучей, вялой жизнью бывшей провин циальной Руси и действительностью се годняшнего дня. Такой контраст совер шенно закономерен. Он должен был най ти свое отражение и в композиции, в сю жете произведения, в расстановке и дви жении характеров героев. Мы скажем об этом ниже, а теперь нам хотелось бы прежде всего отметить, что авторское противопоставление настоящего прошло му важно, прежде всего, с точки зрения раскрытия идейного содержания романа: остатки окуровщины еще не вытеснены до конца из тех последних укрытий, за которыми они окопались'. И во имя борьбы с ними очень важно понимать, где и в каких формах проявляются свой ства и приметы человека эпохи перехо д а ^ коммунизму, а где и в каких фор мах еще обитают бациллы мещанства. Молодой инженер Сергей Плотников приехал в маленькое местечко Желан ное. Ему предстоит работа не на каком- нибудь гиганте, а на сахарном заводе. Вот он сошел с поезда, и не индустри альные городские пейзажи открылись перед ним, а самый простой поселок, поля да перелески, да небольшие дома. Ни дать, ни взять — матушка провин ция с тих:ой, нехлопотной жизнью, с уз ким мирком жителей. Здесь есть и люди, которые в этом прочно убеждены. Начальник отдела кадров завода Лукин в разговоре с ди ректором доказывает: «Тут тебе не го род, где пролетариат настоящий, — у нас копни любого, в каждом собствен ник сидит...» Или начальник охраны завода Карпов сообщает Сергею Плотни кову при первой же встрече: «— Надел себе хомут на шею, охрану эту, ни дня, ни ночи покою нет... Тя желая обязанность! А никто не понима ет, — гав, гав, на каждом углу, будто я свое добро охраняю... Нервы уже ни к черту, того гляди свалишься... — Да отчего же это? — Воруют! Не успеешь отбиваться. Каждый норовит чего-нибудь хапнуть...» Мы привели эту выдержку потому, что мещанин не только сидит спокойно в своем углу и грызет семечки, приобре тенные на неизвестные доходы. Он лю бит и воровать, признавая «священным имуществом» лишь собственное добро. Если бы рассказ Карпова был правилен, то он мог бы служить неоспоримым до казательством тому, что в Желанном процветает окуровщина. Да и сам автор сталкивает Сергея с явлениями и фактами, как будто оправ дывающими мнения Лукина и Карпова. Вот перед нами большое и солидное здание. В нем разместилось учреждение —контора совхоза. А напротив — вет хое строение с огромной. вывеской «Клуб». Вот по улице шагает парнишка Витька Ткач и во все горло, истошно выводит слова сердцещипательной пес ни: «Ой голубка моя...» А позже мы уз наем, что он учинил дебош в клубе и на него заводится судебное дело. Вот комендант общежития, о котором весь поселок говорит, что он беззаконно поме нял худосочную корову Милку на пле менную Зорьку. Вот старый инженер Трофим Петрович Перепелица, на место которого прислан Сергей, бросил на его попечение завод, и новый неопытный ра ботник так провел свою смену, что дез организовал работу в следующей. А ди ректор завода Абросимов конфисковал тираж заводской печатной газеты. А ин женер Наталья Павловна озабоченно хло почет о том, чтобы как можно скорее же нить холостяка Сергея Плотникова. Что это, как не очевидные признаки прояв ления окуровских нравов? Ведь тот факт, что Виктор поет не об отравившей ся Марусе, а о голубке, или в качестве традиционной свахи выступает человек с дипломом советского инженера, сущест венного значения не имеет.. Мещанство отвратительно в любом обличье, а когда оно использует внешние приметы нового времени, перекрашивается, оно отврати тельно вдвойне. Столкнувшись с таким «букетом» фак тов и происшествий, читатель, как и только что приехавший в заводской по селок Сергей, задумывается: «Первые дни пребывания в Желанном отложи лись в нем путаным и противоречивым клубком впечатлений. Так бывает, когда попадаешь в новую большую компанию и на первых порах только и делаешь, что озираешься, стараясь понять: где, кто, какой человек вокруг и подле тебя? Друг или недоброжелатель? Притворяет ся приятным или на самом деле он ду шевный человек? И что за связь между ними всеми? Перепелица, Князев, Лу кин, Наталья, Аня и Яков Хлебниковы, Виктор Ткач и его приятель Антон... пойди, разберись сразу, что они за люди!» Есть различные приемы построения сюжета произведения. Наиболее слож ным из них справедливо считается сю жет, в ходе кот poro «наращиваются», обогащаются характеры героев. Прием К. Локоткова иной. Его идейный замы сел требовал: показать читателю за внешними, случайными проявлениями истинное содержание помыслов и поступ ков персонажей. К этому писателя тол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2