Сибирские огни, 1961, № 6
Л . А Б Р АМ О В И Ч Не Окуров, а Желанное За последние несколько лет появи лось несколько книг о жизни нашего ра бочего класса, об интеллигенции, бес прерывно пополняемой из его рядов: «Продолжение легенды» А. Кузнецова, «Знакомьтесь, Балуев» В. Кожевникова, «Горный ветер» и «Не отдавай короле ву» С. Сартакова, «В глубоком тылу» Б. Полевого и др. Они различны по творческой манере исполнения и, разу меется, не одинаковы по своему качест ву. Но есть в них и нечто общее, что дает право говорить о каких-то новых тенденциях в нашей литературе. Быть может, кто-то испугается такого опреде ления. Новые тенденции! Как будто ни чего собственно не случилось. О чем же идет речь? Речь идет о том, что в своеобразной трактовке, отражающей индивидуальные особенности опыта и стиля того или ино го писателя, в названных нами произве дениях есть успешные поиски примет и явлений именно сегодняшнего дня, имен но того, что волнует советского человека в эпоху перехода к коммунизму. В од ном случае речь идет о том, как ро мантика школьная, «педагогическая» вы тесняется романтикой героического дела на стройке великой гидростанции и ге рой находит свое место в рядах огром ной армии строителей, научившись ви деть прекрасное в трудностях, в преодо лении их. В другом случае — о челове ке, для которого будни и праздники на ших сегодняшних дел — целый мир по эзии. В третьем — о рабочем человеке, которому претит слава одиночки-нова- тора и который объявляет смертельную войну «показухе». Короче говоря, взя тые в ;воей совокупности, эти повести и романы действительно ставят и реша ют волнующие проблемы сегодняшнего дня. Роман Константина Локоткова «Же ланное», опубликованный в прошлом го ду в воронежском журнале «Подъем» (№ 2 и 3), привлекает наше внимание тем, что он очень своеобразно, под осо бым углом зрения, раскрывает явления современной действительности и может быть включен в число произведений, вы зывающих глубокие размышления о том, как она развивается, как растут и креп нут наши люди. Была когда-то дремучая провинция, был удушающий в своем однообразии, ленивый, застойный быт «сословия» ме- щан-обывателей — порождение самого уклада царской России. Такой «смир ный» обыватель, боящийся политики и всяких новшеств,, как гремучей змеи, тя нул лямку однообразных, скучных дней. Он, этот обыватель, был вполне по вку су «властям предержащим», потому что был далей от революции, как планета Уран от Земли. Тему мещанства, казалось бы исчер панную Гоголем, Чеховым, Достоевским, не случайно подхватил и с новой глуби ной решил М. Горький — писатель, не навидевший мещан со всей страстью ре волюционера, с исключительной ясно стью представлявший всю опасность иде ологии «тишины» и «порядка» в эпоху яростных попыток русского рабочего класса свергнуть самодержавие. Здесь мы лишь напоминаем читателю о «Го родке Окурове» и «Жизни Матвея Ко жемякина». Все усиливающийся процесс вытесне ния обывательских «пустырей» в усло виях укрепления и развития социалисти ческого общества был точно подмечен в произведениях К. Федина, В. Маяковско го, Л. Леонова. Но эти произведения на писаны в 2 0—40-х гг. А как обстоит де ло с окуровскими гнездами сейчас, в на шу эпоху, когда проблема подготовки че ловека к жизни в коммунистическом об^- ществе поставлена с исключительной широтой? На этот важный вопрос и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2