Сибирские огни, 1961, № 6
Это была счастливая пора для юного ху дожника. За два месяца было создано полсотни этюдов высокого качества. Осо бенно отличались «Белуха, освещен ная солнцем», «Оккемское озеро» и «Коксинское озеро». Наиболее удачные этюды из этой по ездки на Белуху, ранее созданные, а так же первые картины и были показаны на большой для того времени выставке об щества любителей художеств в городе Томске, на которой фактически участво вали почти все сибирские художники. Двухмесячное путешествие по централь ному Алтаю в 1908 году явилось реша ющим в определении творческого пути художника. Более того, именно в эти го ды складывается и своеобразный живо писный язык Кузнецова, характерный для последующих его произведений. Со седство такого большого художника, как Гуркин, не помешало выработать свою манеру письма, свой специфический ко лорит, продиктованный своеобразным ви дением горной алтайской природы. После выставки можно было подумать и о специальном художественном образо вании. Теперь Кузнецов твердо решает посвятить себя любимому искусству и го товится к отъезду в Москву. Снова де нежные затруднения и снова совет това рища организовать продажу картин и этюдов. Но на этот раз была не просто продажа, а выставка картин. Так, в 1911 году в помещении бывшего жданов ского дома была открыта первая персо нальная выставка Д. И. Кузнецова и фактически одна из первых в городе Бийске. Судя по письменным источникам, на выставке были показаны такие картины Кузнецова, как «Телецкое озеро», «Та ежная речка» и в особенности картина «Алтай хмурится». Последнее произве дение, как одно из наиболее удачных, не однократно в последующие годы вплоть до недавнего времени экспонировалось на различных художественных выстав ках Алтайского отделения союза ху дожников. Прошло три года учебы в школе и столько же лет участия на фронтах пер вой империалистической войны, прежде чем художник-пейзажист сумел вернуть ся в родной край. Несмотря на разгул контрреволюции, белый террор колча ковской военщины, уже зимой 1918 го да Кузнецов организует художественную выставку из произведений наиболее из вестных алтайских художников. Конеч но, большинство экспонатов выставки со ставили картины самого организатора. Наряду с многочисленными этюдами, сделанными еще ранее во время поездок по Горному Алтаю, а также нарисован ными после возвращения с фронта в окрестностях Бийска, на выставке экспо нировались и две крупные картины ху дожника: «Голубые ледники» и «Осень». После установления Советской вла сти в городе расширяется круг интере сов художника, активизируется его об щественная деятельность. Художник- пейзажист увлекается этнографией, ere интересует история борьбы алтайских партизан. Кузнецов становится одним иэ активнейших добровольных помощников краеведческого музея. Еще не утихли на леты отдельных уцелевших белогвардей ских банд, а он, по заданию музея, едет в Горный Алтай на Каракольские озера, собирает там материал для новых экспо зиций краеведческого музея. Ну и, ко нечно, пишет там новые замечательныс- этюды. В последующие годы продолжа ется сбор живописного материала для будущих больших картин. Замечательная страница в творческом пути художника связана с красавицей Лебедью и волшебным Телецким озером. Своеобразный Турачакский район, кра сивейшее место Горного Алтая, вдохно вил художника на создание прекрасных пейзажей и сыграл важную роль в совер шенствовании мастерства пейзажиста. В созданных здесь картинах родилась та свежесть, сочность красок, которых иног да недоставало в других этюдах. Худож ник смелее и увереннее стал работать кистью. Конец двадцатых годов для Д. Кузне цова — это период жанровых картин. Начиная с 1927 по 1936 год, на Алтае организовывались специальные экспеди ции по следам партизанского движения. Художник был активным их участником. Итогом богатых впечатлений, получен ных во время экспедиций, 'были новые картины— «Алтайский партизан», «Пар тизаны на Туяхтинских высотах», «Белый бом», «Старый чуйский тракт в горах». Созданные за этот период работы послу жили основой для третьей персональной выставки художника. Лучшую часть вы ставки составили произведения о Гор ном Алтае. И среди них в особенности надо отметить картину «Вершины Ал тая». Это вид на белки в солнечную по году, когда небо частично освобождает ся от туч, а редкие облака медленно про ползают между огромными скалистыми вершинами. В конце тридцатых годов Д. И. Куз нецов предпринял вторую длительную по ездку по Турачакскому району, побывал несколько раз в Чемале. Особенно яркое впечатление на этот раз произвела сво енравная Катунь с ее порогами и бурны ми водоворотами. Свое восхищение гор ной рекой художник выразил в картине «Река Катунь. Порог Тельдекмень». В этом полотне очень отчетливо прояви лось стремление живописца найти бла городство в сложной гамме серых и сине ватых тонов, свойственной его лучшей картине «Алтай хмурится». На шестую краевую выставку алтай ских художников 1945 года Д. И. Кузне цов представил тридцать шесть работ. Зрители и жюри выставки высоко оц»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2