Сибирские огни, 1961, № 6

Это была счастливая пора для юного ху­ дожника. За два месяца было создано полсотни этюдов высокого качества. Осо­ бенно отличались «Белуха, освещен­ ная солнцем», «Оккемское озеро» и «Коксинское озеро». Наиболее удачные этюды из этой по­ ездки на Белуху, ранее созданные, а так­ же первые картины и были показаны на большой для того времени выставке об­ щества любителей художеств в городе Томске, на которой фактически участво­ вали почти все сибирские художники. Двухмесячное путешествие по централь­ ному Алтаю в 1908 году явилось реша­ ющим в определении творческого пути художника. Более того, именно в эти го­ ды складывается и своеобразный живо­ писный язык Кузнецова, характерный для последующих его произведений. Со­ седство такого большого художника, как Гуркин, не помешало выработать свою манеру письма, свой специфический ко­ лорит, продиктованный своеобразным ви­ дением горной алтайской природы. После выставки можно было подумать и о специальном художественном образо­ вании. Теперь Кузнецов твердо решает посвятить себя любимому искусству и го­ товится к отъезду в Москву. Снова де­ нежные затруднения и снова совет това­ рища организовать продажу картин и этюдов. Но на этот раз была не просто продажа, а выставка картин. Так, в 1911 году в помещении бывшего жданов­ ского дома была открыта первая персо­ нальная выставка Д. И. Кузнецова и фактически одна из первых в городе Бийске. Судя по письменным источникам, на выставке были показаны такие картины Кузнецова, как «Телецкое озеро», «Та­ ежная речка» и в особенности картина «Алтай хмурится». Последнее произве­ дение, как одно из наиболее удачных, не­ однократно в последующие годы вплоть до недавнего времени экспонировалось на различных художественных выстав­ ках Алтайского отделения союза ху­ дожников. Прошло три года учебы в школе и столько же лет участия на фронтах пер­ вой империалистической войны, прежде чем художник-пейзажист сумел вернуть­ ся в родной край. Несмотря на разгул контрреволюции, белый террор колча­ ковской военщины, уже зимой 1918 го­ да Кузнецов организует художественную выставку из произведений наиболее из­ вестных алтайских художников. Конеч­ но, большинство экспонатов выставки со­ ставили картины самого организатора. Наряду с многочисленными этюдами, сделанными еще ранее во время поездок по Горному Алтаю, а также нарисован­ ными после возвращения с фронта в окрестностях Бийска, на выставке экспо­ нировались и две крупные картины ху­ дожника: «Голубые ледники» и «Осень». После установления Советской вла­ сти в городе расширяется круг интере­ сов художника, активизируется его об­ щественная деятельность. Художник- пейзажист увлекается этнографией, ere интересует история борьбы алтайских партизан. Кузнецов становится одним иэ активнейших добровольных помощников краеведческого музея. Еще не утихли на­ леты отдельных уцелевших белогвардей­ ских банд, а он, по заданию музея, едет в Горный Алтай на Каракольские озера, собирает там материал для новых экспо­ зиций краеведческого музея. Ну и, ко­ нечно, пишет там новые замечательныс- этюды. В последующие годы продолжа­ ется сбор живописного материала для будущих больших картин. Замечательная страница в творческом пути художника связана с красавицей Лебедью и волшебным Телецким озером. Своеобразный Турачакский район, кра­ сивейшее место Горного Алтая, вдохно­ вил художника на создание прекрасных пейзажей и сыграл важную роль в совер­ шенствовании мастерства пейзажиста. В созданных здесь картинах родилась та свежесть, сочность красок, которых иног­ да недоставало в других этюдах. Худож­ ник смелее и увереннее стал работать кистью. Конец двадцатых годов для Д. Кузне­ цова — это период жанровых картин. Начиная с 1927 по 1936 год, на Алтае организовывались специальные экспеди­ ции по следам партизанского движения. Художник был активным их участником. Итогом богатых впечатлений, получен­ ных во время экспедиций, 'были новые картины— «Алтайский партизан», «Пар­ тизаны на Туяхтинских высотах», «Белый бом», «Старый чуйский тракт в горах». Созданные за этот период работы послу­ жили основой для третьей персональной выставки художника. Лучшую часть вы­ ставки составили произведения о Гор­ ном Алтае. И среди них в особенности надо отметить картину «Вершины Ал­ тая». Это вид на белки в солнечную по­ году, когда небо частично освобождает­ ся от туч, а редкие облака медленно про­ ползают между огромными скалистыми вершинами. В конце тридцатых годов Д. И. Куз­ нецов предпринял вторую длительную по­ ездку по Турачакскому району, побывал несколько раз в Чемале. Особенно яркое впечатление на этот раз произвела сво­ енравная Катунь с ее порогами и бурны­ ми водоворотами. Свое восхищение гор­ ной рекой художник выразил в картине «Река Катунь. Порог Тельдекмень». В этом полотне очень отчетливо прояви­ лось стремление живописца найти бла­ городство в сложной гамме серых и сине­ ватых тонов, свойственной его лучшей картине «Алтай хмурится». На шестую краевую выставку алтай­ ских художников 1945 года Д. И. Кузне­ цов представил тридцать шесть работ. Зрители и жюри выставки высоко оц»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2