Сибирские огни, 1961, № 6

И С К У С С Т В О СТАРЕЙШИЙ ПЕЙЗАЖИСТ АЛТАЯ (Н 70-летию со дня рождения Д. И. КУЗНЕЦОВА) Из года в год все увереннее расправ­ ляет свои богатырские плечи промыш­ ленный и колхозный Алтай. Волей и упорным трудом народа он превращен в важный промышленный центр Сибири и в хлебную житницу страны. Но есть у него особое богатство — чарующая красота его природы. Неда­ ром «Сибирской Швейцарией» зовется он в нашем народе. Своеобразная красо­ та живописных таежных долин, норови­ стых горных речек с водопадами, свер­ кающие на солнце снежные вершины все больше привлекают к себе внимание со­ ветских живописцев. И одним из первых пейзажистов, запечатлевших красоту Горного Алтая в своих полотнах, по пра­ ву надо назвать нашего старейшего си­ бирского художника Дмитрия Ивановича Кузнецова. Открывшаяся в Вийском краеведче­ ском музее юбилейная выставка его кар­ тин и этюдов, словно лирическая поэма, славит красоту горного края. С помощью сдержанных, неярких цветов, энергично работая кистью как карандашом, автор многочисленных экспонатов умело пере­ дает в них разнообразие горных ланд­ шафтов и природных состояний Алтая, поэтичность суровой горной тайги и аль­ пийских лугов. Правдивые картины красот Алтая ро­ дились у Д. Кузнецова не в уютной ма­ стерской, а на походном мольберте. В течение многих десятилетий неуто­ мимый пейзажист, подобно альпинисту, совершает длительные походы в горы, изучает свой родной край. Вот откуда та задушевность и точное знание природы Алтая, которые веют с картин и в осо­ бенности с многочисленных этюдов Д. Кузнецова. Пятьдесят пять лет прошло с тех пор, как ныне многоопытный художник-пей­ зажист впервые восхитился красивой и своенравной Катунью, горами, то серы­ ми и суровыми, то словно тающими в лу­ чах солнца. Шел 1905 год. Директор Бийского го­ родского училища Никитин вместе со- своей семьей собирался на летний отдых в живописное горное местечко Чемал. Попутно он захватил вместе с собою и ученика городского училища Дмитрия Кузнецова. Директор давно уже обратил внима­ ние на художественные способности- подростка и на его необыкновенную ув­ леченность рисованием. Ученик делал- большие успехи в живописи, но ему крайне необходима была серьезная ква­ лифицированная помощь. Поэтому и бы­ ло решено отвезти его хотя бы на не­ сколько дней знаменитому алтайскому- художнику Григорию Ивановичу Гур- кину. С первых же шагов известный живо­ писец наставлял своего молодого друга «Митяя» постоянно учиться у природы, только ей одной доверяться во всем. «Природа,— говорил он,—-это самый строгий судья и учитель пейзажиста». Но Гуркин не только рассказывал, как нужно рисовать, он охотно брал юношу с собой на этюды, чтобы тот смотрел и учился видеть, понимать природу и изо­ бражать ее. Первая поездка в горы не прошла бес­ следно. Начинающий художник возвра­ тился с целой папкой этюдов, среди ко­ торых выделяются: «Кедр», «Камни». «Озеро Ложа», «Река Ул». Заметный след это путешествие оставило и в твор­ честве учителя. Серия прекрасных этю­ дов пополнила мастерскую художника Гуркина. В частности, на их основе бы­ ла создана и хранящаяся теперь в Гор­ но-Алтайском краеведческом музее кар­ тина «Река Ул». В 1908 году Г. И. Гуркин совместно с Д. И. Кузнецовым совершили поездку в центр Алтайских гор — на Белуху .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2