Сибирские огни, 1961, № 6
И С К У С С Т В О СТАРЕЙШИЙ ПЕЙЗАЖИСТ АЛТАЯ (Н 70-летию со дня рождения Д. И. КУЗНЕЦОВА) Из года в год все увереннее расправ ляет свои богатырские плечи промыш ленный и колхозный Алтай. Волей и упорным трудом народа он превращен в важный промышленный центр Сибири и в хлебную житницу страны. Но есть у него особое богатство — чарующая красота его природы. Неда ром «Сибирской Швейцарией» зовется он в нашем народе. Своеобразная красо та живописных таежных долин, норови стых горных речек с водопадами, свер кающие на солнце снежные вершины все больше привлекают к себе внимание со ветских живописцев. И одним из первых пейзажистов, запечатлевших красоту Горного Алтая в своих полотнах, по пра ву надо назвать нашего старейшего си бирского художника Дмитрия Ивановича Кузнецова. Открывшаяся в Вийском краеведче ском музее юбилейная выставка его кар тин и этюдов, словно лирическая поэма, славит красоту горного края. С помощью сдержанных, неярких цветов, энергично работая кистью как карандашом, автор многочисленных экспонатов умело пере дает в них разнообразие горных ланд шафтов и природных состояний Алтая, поэтичность суровой горной тайги и аль пийских лугов. Правдивые картины красот Алтая ро дились у Д. Кузнецова не в уютной ма стерской, а на походном мольберте. В течение многих десятилетий неуто мимый пейзажист, подобно альпинисту, совершает длительные походы в горы, изучает свой родной край. Вот откуда та задушевность и точное знание природы Алтая, которые веют с картин и в осо бенности с многочисленных этюдов Д. Кузнецова. Пятьдесят пять лет прошло с тех пор, как ныне многоопытный художник-пей зажист впервые восхитился красивой и своенравной Катунью, горами, то серы ми и суровыми, то словно тающими в лу чах солнца. Шел 1905 год. Директор Бийского го родского училища Никитин вместе со- своей семьей собирался на летний отдых в живописное горное местечко Чемал. Попутно он захватил вместе с собою и ученика городского училища Дмитрия Кузнецова. Директор давно уже обратил внима ние на художественные способности- подростка и на его необыкновенную ув леченность рисованием. Ученик делал- большие успехи в живописи, но ему крайне необходима была серьезная ква лифицированная помощь. Поэтому и бы ло решено отвезти его хотя бы на не сколько дней знаменитому алтайскому- художнику Григорию Ивановичу Гур- кину. С первых же шагов известный живо писец наставлял своего молодого друга «Митяя» постоянно учиться у природы, только ей одной доверяться во всем. «Природа,— говорил он,—-это самый строгий судья и учитель пейзажиста». Но Гуркин не только рассказывал, как нужно рисовать, он охотно брал юношу с собой на этюды, чтобы тот смотрел и учился видеть, понимать природу и изо бражать ее. Первая поездка в горы не прошла бес следно. Начинающий художник возвра тился с целой папкой этюдов, среди ко торых выделяются: «Кедр», «Камни». «Озеро Ложа», «Река Ул». Заметный след это путешествие оставило и в твор честве учителя. Серия прекрасных этю дов пополнила мастерскую художника Гуркина. В частности, на их основе бы ла создана и хранящаяся теперь в Гор но-Алтайском краеведческом музее кар тина «Река Ул». В 1908 году Г. И. Гуркин совместно с Д. И. Кузнецовым совершили поездку в центр Алтайских гор — на Белуху .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2