Сибирские огни, 1961, № 6
вой, — напоминает Калинину о необхо димости существования в обществе зако на, соединяющего людей, о нравствен ном могуществе человека, которое про является в преодолении свирепых стра стей, о чувстве чести...» В. Нечаева отдает явное предпочте ние позиции Сурского перед позицией Калинина. Она полагает, что Сурский выступает как реалист, улавливающий в историческом процессе определенную за кономерность, сообразно которой он и призывает действовать. Но на деле это не так. Не о закономерности вообще гово рит Сурский, а о законах данного,- не справедливого в своей основе общества: «Кто дал тебе право нарушать законы твоего общества, обычаи общества, сре ди коего живешь?» Именно на эту репли ку Сурского отвечает Калинин: «Когда законы противны нравам природы и че ловечества... то человек может и должен нарушать их»... Нечаева пишет далее: «Сурский ука зывает на путь, который как истинный сын отечества должен бы выбрать Дмит рий, ■— военную службу». Исследова тельница полагает, что этот поступок свидетельствует о нравственной силе и патриотизме Сурского, а на деле он име ет другое -значение. Полюбив дочь поме щика, Калинин, по мнению Сурского, должен «преодолеть свою страсть». Од нако он предлагает и другой выход: «ит- ти на военную службу, в коей или пал бы на поле брани, как следует истинно му сыну отечества, или бы отличился храбростью, покрыл себя славой, приоб рел чины, достоинства и титула... и тог да бы... имел право открыто требовать руки Софьи, а не насильно ввязываться з родство знатных». Но против такого ответа, надо думать, не возражала бы и сама Лесинская. Смысл выступлений Сурского все тот же — смириться и ис кать выхода, приспособившись к «зако нам» царской России. Наконец, Нечаева пишет: «Он (т. е. Сурский — Ю. М.) указывает на причи ну многих страданий людей, которая за ключается в том, что они, имея разум, уподобляются скотам, что они любви к общему благу противопоставляют эго изм». Исследовательница думает, что, высмеивая людское безрассудство и глу пость (прежде всего, конечно, Дмитрия Калинина), Сурский предлагает искать разумный путь улучшения человеческой жизни. Но достаточно прочитать следу ющие затем высказывания Сурского, чтобы понять, в чем заключается этот путь: •«Бедный часто наслаждается спокой ствием, которого не имеет богатый; слав ный герой льет свою кровь и бесстрастно ожидает себе смерти, между тем как зем леделец, в счастливой безвестности, не боясь смерти, спокойно обрабатывает свою ниву: теперь не уравнена ли их участь? Я думаю, что когда ты был сча стлив, то твои чувства и мысли в отно шении к богу были совсем не таковы?..» Упоминание бога здесь совсем не слу чайно, если вспомнить еще одно настав ление Сурского: «Истинно благородный и великодушный человек, как бы ни был злополучен, всегда найдет утешение в своей совести, в религии, в надежде на бога и решится терпеть(!) здесь, чтобы вечно наслаждаться там». Таков реальный смысл реплик Сур ского, не понятый автором монографии. Мы говорим это вовсе не для того, чтобы перечеркнуть большой и действительно содержательный труд Нечаевой, по-ново- му осветившей многие страницы жизни критика, а для того, чтобы восстановить одну очень важную черту деятельности и творчества молодого Белинского. Конечно, Белинский вполне понимал и ценил благоразумие (о чем свидетель ствуют, в частности, некоторые места и его трактата «О воспитании», написан ного в 1829 г.). Но в том-то и заключал ся весь трагизм и противоречивость тех лет, что это благоразумие и осмотритель ность неизбежно оборачивались покор ностью, корыстным смиренномудрием, хитреньким «себе на уме», точно так же как несогласие, протест, борьба невольно приобретали черты безрассудства, маль чишества и донкихотства. Вот почему так сложен, так напряжен, так выстра дан Белинским спор Калинина с его дру гом: поднимая руку на общепринятое и освященное традицией, обычаями, зако нами, нельзя было не ощутить в груди холодный трепет вероотступника. Вот почему во многих сценах главный герой, пьесы действительно высокопарен и смешон, а Сурский действительно умен и солиден — ему-то что, он обеими ногами стоит на твердой земле, в то время как: в неизвестное устремляется Дмитрий Ка линин. VI Несколько ближе к правильному по ниманию пьесы был цензор Цветаев, ко торому цензурный комитет университе та поручил рассмотреть рукопись. Профессор Цветаев читал пьесу с ка рандашом в руке — он намечал «опас ные места». В их число попали почти все монологи Дмитрия Калинина и фактиче ски ни одного высказывания Сурского. Потом профессор принялся за отзыв. От метив, что главный герой «декламирует против рабства», Цветаев писал: «Прав да, друг его (то есть Сурский — Ю. М.) опровергает его некоторые заблуждения,, но весьма слабо в сравнении с дерзо стью его выражений, которые большей частью остаются без опровержений...» Цветаев понял, что Сурский в пьесе выступает антагонистом главного героя, и выразил неудовольствие, что его го лос звучит слабее, чем голос Дмитрия Калинина. Но это уж от профессора не-.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2