Сибирские огни, 1961, № 6
торые глубоко зависят от времени и об стоятельств. История в своем движении не только «роверяет и оценивает прошлое, но и «глаживает его лицо; пропадает свето тень, тонкие линии сближаются, стяги ваются в крупные яркие черты. Отделен ные от прошлого великой революцион ной бурей, мы употребляем по отноше нию к нему несколько суммарные на звания «реакция», «гнет» и не особенно задумываемся, скажем, над тем, >}ем от личалась реакция последних лет жизни Александра I от реакции николаевского времени. Между тем для современников это были не пустые вопросы, они накла дывали свой отпечаток на идейную борьбу эпохи, определяли и видоизменя ли задачи, встававшие перед передовы ми людьми. Вдумаемся в характеристику конца 20-х — начала 30-х годов, которую дал Герцен: «Первые годы, следовавшие за 1825 годом, были ужасающие. Потребо валось не менее десятка лет, чтобы в этой злосчастной атмосфере порабоще ний и преследований можно было прий ти в себя. Людьми овладевала глубокая безнадежность и общий упадок сил». Таким открылся мир поколению, чью жизненную дорогу, в самом ее начале, пересекла тень пяти повешенных де кабристов. Если бы Герцену, Огареву, Белинско му и другим пришлось столкнуться толь ко с преследованиями властей, было бы еще полбеды. Страшнее — растерян ность, парализованность, дряблость мы сли и воли, воцарившиеся в русском об ществе после поражения декабристов. Люди, не чуждые свободомыслия, ухо дили в религию, мистицизм, предавались рассуждениям о том, что все на свете призрачно и преходяще, а от этого был один шаг до примирения с действитель ностью, до принятия всех ее мерзостей и гримас. Свободомыслие не уживалось с дряблостью; эту истину наглядно до казали Шевырев и Погодин, проделав шие путь от либерализма до проповеди официальной народности, — как доказа ли ее и многие другие общественные де ятели той поры. Волна безнадежности уносила и людей недюжинных по уму, не робких по характеру. Надо отдать должное царскому пра вительству: оно тонко почувствовало пе ремену в настроении общества и поспе шило сделать выводы для своей пропа ганды. «Смиренномудрие», «покор ность», «терпение», «прилежное служе ние», «упование на бога» — вот что слышалось со всех сторон, из уст пре подавателей гимназии, профессоров уни верситета и самого шефа жандармов Бен кендорфа. Среди тем для трактатов, предлагаемых обычно преподавателем университета П. В. Победоносцевым, у которого Белинский слушал русскую словесность, были и такие темы: «Луч ший спутник в жизни — вера в Провиде ние», «Просвещение должно быть соеди нено с чистотою нравственности» и т. д. Но это все делает понятным те особые задачи, которые выдвинула жизнь пе ред людьми прогрессивных убеждений: не потерять веру в разум и силу чело века, сохранить стремление к активности —пусть еще теоретически неосознанное и зачастую абстрактное; во что бы то ни стало выстоять претив волны глубокой безнадежности и общего упадка сил. Глубоко знаменательны также много численные призывы к активности моло дого Герцена, Огарева и людей старше го поколения, — прежде всего Пушкина. Что же касается Белинского, то кому не памятно из «Литературных мечтаний» его рассуждение о долге человека, это поистине стихотворение в прозе, про славляющее активность и волю: «...Жизнь есть действование, а действо- вание есть борьба... Итак, вот тебе две дороги, два неизбежных пути: отрекись от себя, подави свой эгоизм, попри но гами своекорыстное я, дыши для сча стия других, жертвуй всем для блага ближнего, родины, для пользы человече ства... Что? Ты не решаешься? Этот под виг тебя страшит, кажется тебе не по силам?.. Ну, так вот тебе другой путь, он шире, спокойнее, легче: люби само го себя больше всего на свете; плачь, де лай добро лишь для выгоды, не бойся зла, когда оно приносит тебе пользу...» IV «Дмитрий Калинин» волновал слуша телей двумя гранями своего содержания. Прежде всего — правдивым изображени ем помещичьего барского произвола. Только в ходивших по рукам списках «Горя от ума» да в запрещенном «Путе шествии из Петербурга в Москву» могли они встретить картины подобной разоб лачительной силы. Лесинская и ее сынки-недоросли пре вратили господский дом в место распра вы и надругательств над «проклятым хамовым поколением», — как именует помещица своих крепостных. «Ну такое житье, — говорит слуга Иван, — что хоть околевай да и только, али ложись живой в мать сыру землю». К этому на до добавить, конечно, цепь надруга тельств и оскорблений, выпавших на до лю главного героя драмы Дмитрия Кали нина. Старый барин дал ему в свое вре мя образование и отправил в Москву. Лесинские, считая Калинина своим кре постным, приказывают ему немедленно прибыть в имение и исполнять обязан ности лакея... Но трагедия волновала слушателей и другой своей стороной, к сожалению, ускользнувшей от внимания литературо ведения. Есть в пьесе некто Сидор Андреевич.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2