Сибирские огни, 1961, № 5

дружба. Было у нас две головы, . А сердце одно. Фольклористы еще до сих пор спорят: можно ли отнести к фольклорным про­ изведениям устные сказы или расска­ зы? Нельзя не заметить массовое рас­ пространение и бытование устных рас­ сказов у младописьменных народов. Ду­ мается, что такие подлинно народные рассказы, утрачивающие авторство, свя­ занные с жизнью, нельзя выключать из национального фольклора. На основе созданных мастерами-импровизаторами песен и устных рассказов слагаются в народе новые варианты. Такие вариан­ ты песен и устных рассказов о новой жизни в тайге и тундре распространены у всех народностей Севера. 3. Куприянова подготавливает для пе­ чати объемное издание ненецкого эпоса, выход в свет которого явится также зна­ чительным вкладом в советскую фольк­ лористику. В. П о 6 о ж и й П РОМ АХИ В ЗАНИМ А ТЕЛ ЬНО Й ПОВЕСТИ . .Г о р о д не спит» Л. Квина — повесть * о подпольной революционной борь- •бе латышских комсомольцев в период господства в Латвии фашистского прави­ тельства Ульманиса1. Тема борьбы ком­ сомольцев в буржуазной Латвии, оче­ видно, особенно близка автору: несколь­ ко лет назад он уже рассказал о ней в книге «В те дни». Новая повесть о ком­ сомольцах более развернута: если в первой книге, по сути дела, не было единого сюжета и все главы объедини­ лись лишь одним героем Имантом Озол- сом, то теперь автор составил из доступ­ ного ему материала нечто целое. За внешним благополучием, за фаса­ дом империи Ульманиса, идет скрытая, упорная революционная борьба. Эта борьба растет, расширяется с каждым днем. Участие в ней лучших сынов и до­ черей латышского народа — залог побе­ ды революционных сил. Таков идейный замысел новой повести Л. Квина. Моло­ дые силы, вступающие в борьбу, внося­ щие в нее ощущение неизбежной побе­ ды нового над старым, мужающие в ре­ 1 Л. К в и н . Город не спит. Повесть. М., Детгиз, 1960. волюционной схватке... Открывая пер­ вую страницу повести, ожидаешь нака­ ла страстей, появления крупных свое­ образных характеров, крутых поворотов в судьбах героев. Ведь речь идет о ком­ сомольском героическом подполье. Но этого в произведении, к сожалению, нет. Арвид Ванаг, Вера Авдина, Эдуард Брусиловский — главные герои повести. Разными путями они пришли в подполье. Арвид Ванаг, несмотря на свою моло­ дость, давно связан с революционерами и уже выполняет серьезные партийные поручения. Вера Авдина и Эдуард Бру­ силовский лишь начинают втягиваться в революционную борьбу. Но характеры их очерчень 1 без необходимой полноты и рельефности. Слишком часто автор из­ бегает вдаваться в детали событий, бы­ вает излишне сдержан в изображении эмоциональных и интеллектуальных сто­ рон жизни своих героев. Больше других в повести уделяется внимания Вере Авдиной. Она дочь рус­ ского врача-эмигранта. С детства мать Веры прививала своей дочери ненависть к большевикам, сочиняя о них кошмар­ ные небылицы. Няня Веры, Дарья Тро­ фимовна,— единственный человек в се­ мье, который после смерти матери смог развеять вздор о большевиках и расска­ зать правду о милой родной земле. Од­ нажды, будучи уже гимназисткой, Вера наблюдала разгон первомайской демон­ страции. Полицейские избивали парень­ ка, который нес транспарант с надписью: «Да здравствует Советская Россия!» Это ее взволновало: «Латышский паренек добровольно шел на мучение, вероятно, на долгие годы тюрьмы. Почему?» Та­ ких «почему», на которые Вера ни у ко­ го не могла найти ответа, становилось все больше и больше. Затем автор рас­ сказывает о политическом образовании Веры. Большая роль здесь принадлежит книгам. Героиня читает произведения Маркса и Энгельса, а позже, пользуясь приемником, тайно слушает передачи московского радио. И вот приходит день, когда Вера знакомится с подпольщиками и становится комсомолкой-подполыци- цей. Здесь, пожалуй, все правдоподобно. Непонятно лишь, почему автор учиты­ вает только одностороннее влияние на свою героиню? Ведь Вера жила в ульма- нисовской Латвии, училась в буржуаз­ ной гимназии, посещала ульманисовские библиотеки, была, наконец, материально обеспечена. Все это было рядом, этр бы­ ла повседневность, с которой нельзя не считаться. Приход Веры в подполье в действительности был, вероятно, труд­ ный и сложный. По заданию организации Вера ведет агитационную работу среди ремесленни­ ков Старого Строения. Встречи Веры с рабочими и ее беседы о политике при­ надлежат к самым значительным стра­ ницам повествования. Вера ведь не только рассказывает и объясняет, но и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2