Сибирские огни, 1961, № 5

0 1 ОЮЗ РЕНИЕ А. К в я т к о в с к и й КНИГА ПО СТИХОСЛОЖ ЕНИЮ АД ы не так уж хорошо знаем богат- 1 *ства своей отечественной поэзии. Книг о поэтическом искусстве наших классиков немного. Едва-едва затронуто исследователями искусство поэтов со­ ветской эпохи, и мы толком еще не зна­ ем — кто из них и что нового внес в со­ кровищницу родной поэзии. Повезло лишь одному Маяковскому, да и то ско­ рей количественно (по числу вышедших книг), чем качественно: поэтика этого громокипящего поэта XX века все еще не обследована, как она того заслужива­ ет. Стиховедение — самый сложный раз­ дел поэтики, равно как поэтика наибо­ лее трудный отдел теории литературы. В течение долгого периода стиховедче­ ские работы у нас не издавались. Неиз­ вестно, почему стиховедение вдруг было объявлено формалистической дисципли­ ной. А ведь в разработке теории стиха участвовали В. Тредиаковский, М. Ломо­ носов, А. Кантимер, А. Радищев и про­ должали А. Востоков, Н. Чернышевский и другие выдающиеся деятели русской культуры , вплоть до В. Брюсова, В. Жирмунского, В. Маяковского. В последние годы положение несколь­ ко изменилось. Появились стиховедче­ ские работы Б. Томашевского, Л. Тимо­ феева, М. Штокмара, В. Холшевникова, Г. Шенгели. Георгий Шенгели — крупный знаток и исследователь русского стиха. Своими работами он способствовал созданию той русской школы стиховедов, которую те­ перь все западные литературоведы счи­ тают самой сильной в мире. Человек большой культуры, широких интересов и огромной эрудиции, Г. Шенгели был прежде всего прекрасным поэтом брю1 совской складки. Знаток многих европей­ ских языков, он перевел на русский язык всего Байрона (63 тысячи строк), почти всего Верхарна, многое из Гюго, Вольтера, Мопассана, Верлена, Барба- руса, Леси Украинки и др. — в общем свыше 150 .тысяч строк! Теоретические работы Г. Шенгели о стихе сугубо прак­ тичны. Он изучил русскую и зарубеж­ ную стиховедческую литературу. Его познания в этой области феноменальны, а его исследования — весьма примеча­ тельны. Лучшая теоретическая книга Г. Шен­ гели, венец его изысканий — «Техника стиха», выпущенная Гослитиздатом в 1960 году. Это итог сорокалетней ис­ следовательской работы. Книга пред­ ставляет собою второе, в корне перерабо­ танное и значительно расширенное изда­ ние его же книги под тем же названием, выпущенной «Советским писателем» в 1940 году. Русская школа стиховедов не была образцом академического единомыслия. Наиболее видные теоретики стиха, раз­ вивая единую, глубоко национальную по условиям язы ка традицию в понимании формообразующих элементов стиха, в то же время отличаются друг от друга своим углом зрения, позволяющим внес­ ти новые, добавочные элементы, расши­ ряющие наше представление о поэтиче­ ском искусстве. «Техника стиха» Г. Шенгели — в своем роде классическая работа. На большом материале, отлично прорабо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2