Сибирские огни, 1961, № 5
0 1 ОЮЗ РЕНИЕ А. К в я т к о в с к и й КНИГА ПО СТИХОСЛОЖ ЕНИЮ АД ы не так уж хорошо знаем богат- 1 *ства своей отечественной поэзии. Книг о поэтическом искусстве наших классиков немного. Едва-едва затронуто исследователями искусство поэтов со ветской эпохи, и мы толком еще не зна ем — кто из них и что нового внес в со кровищницу родной поэзии. Повезло лишь одному Маяковскому, да и то ско рей количественно (по числу вышедших книг), чем качественно: поэтика этого громокипящего поэта XX века все еще не обследована, как она того заслужива ет. Стиховедение — самый сложный раз дел поэтики, равно как поэтика наибо лее трудный отдел теории литературы. В течение долгого периода стиховедче ские работы у нас не издавались. Неиз вестно, почему стиховедение вдруг было объявлено формалистической дисципли ной. А ведь в разработке теории стиха участвовали В. Тредиаковский, М. Ломо носов, А. Кантимер, А. Радищев и про должали А. Востоков, Н. Чернышевский и другие выдающиеся деятели русской культуры , вплоть до В. Брюсова, В. Жирмунского, В. Маяковского. В последние годы положение несколь ко изменилось. Появились стиховедче ские работы Б. Томашевского, Л. Тимо феева, М. Штокмара, В. Холшевникова, Г. Шенгели. Георгий Шенгели — крупный знаток и исследователь русского стиха. Своими работами он способствовал созданию той русской школы стиховедов, которую те перь все западные литературоведы счи тают самой сильной в мире. Человек большой культуры, широких интересов и огромной эрудиции, Г. Шенгели был прежде всего прекрасным поэтом брю1 совской складки. Знаток многих европей ских языков, он перевел на русский язык всего Байрона (63 тысячи строк), почти всего Верхарна, многое из Гюго, Вольтера, Мопассана, Верлена, Барба- руса, Леси Украинки и др. — в общем свыше 150 .тысяч строк! Теоретические работы Г. Шенгели о стихе сугубо прак тичны. Он изучил русскую и зарубеж ную стиховедческую литературу. Его познания в этой области феноменальны, а его исследования — весьма примеча тельны. Лучшая теоретическая книга Г. Шен гели, венец его изысканий — «Техника стиха», выпущенная Гослитиздатом в 1960 году. Это итог сорокалетней ис следовательской работы. Книга пред ставляет собою второе, в корне перерабо танное и значительно расширенное изда ние его же книги под тем же названием, выпущенной «Советским писателем» в 1940 году. Русская школа стиховедов не была образцом академического единомыслия. Наиболее видные теоретики стиха, раз вивая единую, глубоко национальную по условиям язы ка традицию в понимании формообразующих элементов стиха, в то же время отличаются друг от друга своим углом зрения, позволяющим внес ти новые, добавочные элементы, расши ряющие наше представление о поэтиче ском искусстве. «Техника стиха» Г. Шенгели — в своем роде классическая работа. На большом материале, отлично прорабо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2