Сибирские огни, 1961, № 5
языка героя. На деле же этот прием придает тексту ненужную многозначи тельность, а иногда просто затемняет его смысл. Вот, например, как рабочий рассказывает Степаниде о положении в городе и делах ее сына: « — Да нет... здоров... все как следует!.. Благополуч но!.. И дом, и все... Только не знаю, как... Место такое!.. Дамочка—Настина подру га... Муж — офицер... на фронте... а у ней чех!.. Вроде как бы... гость... по стоянно!.. Боюсь... встречи-то вашей!.. Молодой... Ленька-то... не выдержит... влопаетесь!..» В этом отрывке не сра зу разберешься, что к чему, и совершен но очевидна нарочитость многоточия. Не редко мы встречаемся в повести с фоне тически точным написанием — «сичас», «што», «хто», «конешно» и другими, ко торые не могут передать истинное своеоб разие язы ка действующих лиц. Однако главное в повести — ее рево люционная устремленность, ее героиче ский пафос. В ней ярче, чем в каком- либо другом произведении, выражен тем перамент писателя-революционера. При чтении повести «Мать» особенно ясно представляешь себе, что «Березовский, как художник, в своем литературном творчестве, в сущности продолжает ту же революционную работу»'. * * * С 1924 года Ф. Березовский — актив ные участник литературной жизни Мо сквы: он в числе членов правления мо сковской писательской организ а ц и и МАПП, много времени отдает работе с молодыми писателями, деятельно уча ствует в работе журнала «Октябрь», где уже в первом номере за 1924 год печа тается его очерк «Коммуна «Красный Октябрь», а во втором — роман «В степ ных просторах», в котором писатель об ращается к показу гражданской войны в Казахстане. Хотя Березовский берет важные темы, эти произведения не мо гут сравниться с повестью «Мать», они не добавляют что-либо существенно но вого к творческому лицу писателя. Вскоре Ф. Березовского захватывает работа над новым произведением. В восьмом номере «Женского журнала» за 1926 год начинают печататься отрывки из романа «Бабьи тропы». В 1928 году он полностью выходит отдельным изда нием. Книга сразу же обратила на себя серьезное внимание критики и читателя. Интерес к этому произведению не случа ен. Роман «Бабьи тропы» завершает многолетние раздумья автора о русской женщине и ее судьбе, эта тема букваль но выстрадана писателем на протяжении всего его творческого пути. В центре романа поставлена история ‘ П. М и р е ц к и й . Солдат революции. «Чи татель и писатель», № 15, 1928 г., стр. 1. жизни простой женщины-сибирячки На стасьи Петровны Ширяевой. Автор по казал неимоверно трудный путь забитой и приниженной крестьянки к сознатель ной защите своих прав, постепенный при ход ее к новому социалистическому ми ропониманию. Именно это и является ос новным сюжетным стержнем произведе ния. «Когда я вспоминаю жизнь женщин, послуживших прообразом Настасьи Пет ровны Ширяевой,— писал Ф. Березов ский,— я всегда думаю о том, как в прошлом ломали голову лучшие пред ставители человечества и великие ху дожники над судьбой женщины, ища в окружающем их мире ответов на «прокля тые» женские вопросы... Но они бессиль ны были указать путь положительного разрешения женской проблемы. Ибо ни сама жизнь, ни мир идей тех времен не давали и не могли дать положительный ответ на поставленные этими гениальны ми художниками вопросы. Только после того, как на свете появились пролетари ат, партия большевиков... только после этого, в борьбе передового человечества со старым миром, разрешались все ос новные вопросы женского бытия»1. Путь Настасьи Петровны типичен и поучителен для сибирской крестьянки. Первая часть романа «Бабий заговор» представляет собой своеобразную преды сторию его главной героини. Настасья отравляет своего мужа-из- верга. На фоне страшного собственниче ского быта, на фоне идиотизма старой сибирской деревни этот решительный протест женщины олицетворяет собой проблески настоящего гордого характе ра. Тяжела и беспросветна жизнь кре стьян глухого селения, много ужасов творится в нем, однако эти суровые кар тины не заслоняют, по мнению писателя, светлых его сторон. Были там и люди, ненавидящие дикость и произвол. Тако ва прежде всего Настасья Петровна, ак тивно протестующая против рабской до ли. В ней просыпается чувство любви к .Степану, она не способна скрывать этого «греха» от ненавистного мужа. Но героиню не может удовлетворить маленькое семейное счастье. Настасья Петровна теперь мучается мыслями о других людях, она все еще видит и се бя и мир деревенский как-то по-особому. Узок и тесен для нее теперь быт дерев ни, не находит она справедливости во круг, рвется ее сердце в поисках прав ды. Сначала Настасья Петровна ищет свою тропу в святых местах, монасты рях и раскольничьих скитах. Страницы романа, рассказывающие о религиозных увлечениях героини и ее постепенном прозрении, наиболее сильные в книге. 1 Дарственная надпись Ф. Березовского на книге «Бабьи тропы», подаренной Омскому обла стному литературному музею. Дом-музей Березов ского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2