Сибирские огни, 1961, № 5
голодным, вшивым и окровавленным. Перемешались люди: молодые и старые, мужчины и женщины, перемешались их стоны к крики, кровь и слезы. Бьются, умирают, рвут огненное кольцо разно племенных врагов»1. Такое органическое сплетение личных переживаний с мысля ми о родине, народе характерно для по вести «Мать». В основе повести лежат действитель ные события, пережитые самим писате лем. Но «Мать» — не автобиографиче ское произведение. Писатель показал простых людей, которые своей повсед невной и нелегкой борьбой способствова ли уничтожению ига колчаковщины. А действительные факты, получившие от ражение в повести, придали произведе нию большую убедительность, помогли раскрытию характеров ее действующих лиц. Определить конфликт повести не представляет, труда — это основной кон фликт эпохи: борьба двух миров, их столкновение не на жизнь, а на смерть. Писатель показал, как эта борьба порож дала массовый героизм, порождала лю дей, способных во имя свободы на не обыкновенные подвиги. Отдает свою жизнь Степанида Зубкова. Выполняя свой долг, гибнет и ее муж — Федор. Рвется на выполнение опасного задания Леонид Зубков, сын Степаниды и Федо ра. Переносит жестокие побои рабочий Дементий, но не выдает товарищей, а после выхода из контрразведки снова продолжает революционную работу. Не страшась смерти, на окраине города, где «зверь в предсмертных судорогах справ лял кровавый праздник», собираются ра бочие в избушке сторожа, чтобы выра ботать план борьбы с колчаковцами. В другом лагере господствуют жесто кость, паразитизм, разврат. Здесь офи- цер-белочех с черными усиками и саль ными глазами жестоко истязает людей, попавших в его руки; здесь солдат-япо нец, чувствующий себя хозяином на рус ской земле и безнаказанно издевающий ся над людьми; казак, набивающий кар маны грязными платками во время обы ска, и другие. Замечательной особенностью повести Ф. Березовского является изображение революционного лагеря, что в те годы удавалось немногим писателям, и тем са мым восполняло некоторый пробел в изображении гражданской войны в Си бири. В известном романе В. Зазубрина «ДБа мира» убедительнее показан имен но лагерь белогвардейцев. Еще заметнее эта особенность проступает в произведе ниях Ис. Гольдберга («Гроб подполков ника Недочетова», «Путь, не отмечен ный на карте» и другие). В этой связи повесть Ф. Березовского в литературе 1 Ф. Б е р е з о в с к и й . Таежные застрель щики. Омск, 1955. Мать, стр. 128. В дальнейшем цитирую по этому изданию. о гражданской войне приобретает осо бенное значение. В центральном образе повести «Мать» критика и читатели тех лет видели во площение тех качеств, которые характер ны для новой женщины, товарища и стойкого борца. В рабочих аудиториях образ Степани ды воспринимался неизменно с вооду шевлением. На обсуждении повести «Мать» (таких обсуждений проходило в те годы много) один рабочий отметил: «Идеалом новой женщины я считаю Степаниду: это тип женщины — пред вестник той новой женщины, о которой мы истосковались...» Другой читатель заметил: «Нам нужны такие, как Степа нида. Это про- нее сказал поэт: из нее бы гвозди бить... крепче могли бы гвоз ди бы ть ...»1. Образ Степаниды Зубковой рисуется писателем в развитии. Простая русская женщина, жена рабочего, обременена многими домашними заботами, на руках маленькие дети, требующие ухода. Жи вет она в постоянном опасении за судь бу старшего сына и мужа, ведущих под польную работу. Ей не чужды и общест венные интересы, она активно помогает арестантам. Степанида воедино связыва ет мысли о сыне и муже с тем кошма ром, который ей пришлось увидеть на пароходе, везущем арестованных. Тако ва Степанида в начале повести. Однако ее ждут серьезные испытания, самые невероятные пытки. Но все это не может сломить духа Степаниды, она выходит из всех испытаний победитель ницей, и при этом крепнет ее внутрен няя сила, убежденность в правоте сво его дела.. Революционная деятельность ее му жа становится ее самым важным делом, ради которого она отдает свою жизнь. Такой мы видим Степаниду в конце повести. Мы угадываем в Степаниде еще в на чале повести незаурядного человека, но по-настоящему ее подлинная натура рас крывается в то время, когда она стано вится в ряды активных и сознательных революционеров. Во всех случаях она остается матерью, но, размышляя о де тях и их судьбе, она все чаще и чаще связывает их с делом своего мужа, с судьбой своего народа. Ее порою «жгу чим материнским порывом тянет к де тям и к жизни», ей хочется «броситься вперед. Телом своим прикрыть. Сохра нить». Однако эти порывы матери побеж даются разумным, властным сознанием необходимости суровой борьбы с врагом. В самые тяжелые минуты она «вспоми нала о кровавой борьбе, о Федоре, о де тях. И вдруг во всем теле что-то натя нулось. Неведомо откуда родилась твер дая решимость — перенести все». 1 Ф. Б е р е з о в с к и й . Процесс четырех. Журн. «Смена», № 9, 1927 г., стр. 3 и 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2