Сибирские огни, 1961, № 5
'стом — мало, надо быть атеистом дей ствующим, воинствующим, ни на мину ту не забывать о том, что другие могли этот же вопрос решить лак-то иначе. Между тем ему даже думалось, что вот- де появится новое поколение, воспитан ное в советских школах, вооруженное с детских лет знанием природы и общест ва, и старики к этому времени пообо трутся в новых-то условиях, и религия сама собой зачахнет, захиреет, исчезнет, так как не будет у нее питательной почвы! Вероятно, столь же наивно думал не он один, и атеистическая пропаганда, сыгравшая в свое время такую огромную роль для многих людей, стала вестись кое-как, а потом и совсем было заглохла. Было такое в нашей жизни? К сожа лению , да. Мы забеспокоились, когда увидели, как оживилась после войны де ятельность сект и церкви. У нас все ча ще и чаще стали появляться антирели гиозные брошюры и книжки, организо вываться антирелигиозные лекции и бе седы. А самое примечательное — в эту столь необходимую работу включилась, наконец, и литература. И все-таки атеи стическую пропаганду надо вести шире и основательней. Нужно ударить «во все колокола»: радио, кино, театр, кни ги. Нужно, чтоб нас услышал каждый и ■чтобы этот «каждый» сам затем ударил в набат... Повесть В. Тендрякова «Чудотвор ная» , а потом недавно появившиеся про изведения Н. Евдокимова «Грешница» («Знамя» , 1960, № 12), В. Кораблинова «Житие преосвященного Смарагда» («Подъем», 1960, № 6), «Утешители» И. Супруна («Сибирские огни», 1960, Ж » 8 и 9) прозвучали у нас вот таким весьма своевременным набатом. В них вполне закономерно раздалась справед ливая критика нашей беспечности, наше го вдруг обнаружившегося неумения бо роться за человека, опутанного дурма ном религии. Один автор выражал это в образах, исполненных красками ярки ми, подчас плакатными, резко сатириче скими. Другой — в прямых публицисти ческих отступлениях. В них есть и гнев, и недоумение, и свое объяснение случив шемуся. Во всяком случае никто об этом не писал спокойно. В «Грешнице» Н. Евдокимов выводит этакого желторотого Прытикова из рай кома комсомола, который решительно не понимает, как на самом деле нужно вести борьбу за душу человека. По тре воге, которую поднял Ченцов, полюбив ший Ксению, главную героиню повести, Прытиков приехал в дом Ксении — де вушки, воспитанной сектантами. «— Что это за дело у вас тут с сектан тами? Ченцов прямо панику поднял. Здесь она, сектантка-то эта?» — вот его первые слова в доме, в котором разыг рывалась тяж елая драма. Здесь, действи тельно, . нужна была помощь и к тому же — срочная. «— Здравствуй ,— сказал он .— Это ты и есть? Рассказывай, что случилось? Ченцов говорит, сектанты тебя прижа ли, силком хотели замуж выдать... Это же черт-те знает что — дикость! Не бой ся, обязательно защитим. Били они те бя, значит?.. — Никто ее не бил,— хмурясь, про говорил Иван Филиппович. — Не били? — почти разочарованно переспросил Прытиков.— Ну ладно, к этому мы еще вернемся...» И посыпался целый град обвинений на Ксению. Книг-то она не читает, лек ции антирелигиозные не посещает, на танцы не ходит... То нехорошо, это плохо. «— Господи, ну что вам всем от ме ня надо, что? — с отчаянием сказала Ксения.— Уходите, надоели мне все... — Ты, знаешь, ты держи себя в рам ках ...— начал было Прытиков, но Иван Филиппович сжал его руку: — Хватит, помог». И эта говорящая фамилия — Прыти ков! — и вся эта, пожалуй, гротесковая сцена, несколько выпадающая из стиля всей повести, продиктована совершенно не сдерживаемой ненавистью, которую испытывает автор к такого рода типам нашей жизни. Нарисовав картины диких изуверств, совершаемых фанатиками, рассказав о «чудесах» по исцелению «страждущих» и обновлению икон, В. Кораблинов пря мо пишет: «Но как же так, спросите вы, неужто ж не было в Зареченске ни новой совет ской интеллигенции, ни задорного ком сомола, ничего в общем такого — сего дняшнего, светлого, что можно было бы противопоставить описываемым потем кам и что хоть в какой-то мере рассеива ло бы эти потемки?» И это, по-видимому, не случайный вопрос. Его в той или иной форме зада ют и другие авторы, пишущие на эту те му. Задают, потому что ответ на него пока малоутешителен. «Как не бы ть?— отвечает В. Кораб линов.— Было, конечно, все: и интел лигенция, и комсомол, и приезжие лек торы из области. Да все они как-то сто ронились того небольшого черного мир ка, который существовал за оградой со бора, за подслеповатыми окошками иных зареченских избушек; все почему- то были чрезмерно щепетильны в своем отношении к религии и очень опасались каким-нибудь неосторожным словом или действием оскорбить чувство верующих. В Зареченске были отличный хор, на родный театр, полдюжины клубов, на конец, целый райотдел культуры с не сколькими штатными работниками, от деление Общества по распространению политических и научных знаний. Эти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2