Сибирские огни, 1961, № 5
Артем нашел в себе достаточно муже ства, чтобы самокритично отнестить к своей работе, перестроить ее и с пол ным моральным правом обрушиться на неправильные методы руководства сель ским хозяйством со стороны отдельных работников области. Знакомство с героями романа «Соль земли» позволяет сказать, что, следуя правде жизни, писатель показал , как в условиях социализма сочетаются личные и общественные интересы человека, как добровольное и сознательное служение обществу дает человеку не только материальное благополучие, но и идей но-нравственное наполнение жизни. Г. Маркову удалась и лирическая ли ния в романе. Волнует чистота отноше ний между Максимом и Анастасией, Ар темом и Дусей, Алексеем Краюхиным и Ульяной Лисицыной. Между Улей, впервые почувствовав шей любовь к Алексею Краюхину, и Анастасией Федоровной — женой Мак сима Строгова, давно вступившей в по ру зрелости, но как бы заново пережива ющей свою любовь к Максиму, идет трогательный откровенный разговор об этом самом волнующем человеческом чувстве — о любви. • Уля спрашивает Анастасию Федо ровну: «— А вы давно его так любите? — С самой юности, Уленька. А толь ко любовь не стоячая. Она течет, как река. И бывает так: течет, течет и вдруг иссякает, и начинается не жизнь, а маята. *А случается и так: чем больше течет, тем полноводнее становится». Именно такой «полноводной» пред ставляется любовь Анастасии Федоров ны и Максима, проверенная временем и нелегкими испытаниями. И любовь Ули и А лексея согрета теплой человечно стью, полна радости и счастья, рождает ноьую энергию в труде. Как и в первом романе — «Строго вы», так и в «Соли земли» Г. Марков проявил себя большим знатоком и ху дожником сибирской природы. Нас вол нует поэтичность в изображении ее кар тин. Таких картин в романе очень мно го, но особенно хорошо Г. Марков чув ствует тайгу. «Тайга наливалась соками жизни. Гривы и косогоры покрылись травой. На черемуховых и рябиновых кустах зе ленела нежная листва. По шершавым стволам сосен, пихт и кедров текли струйки пахучей смолы. Воздух был на сыщен запахом молодой земли: из ло гов, размытых ручьями, тянуло пресной сыростью суглинка, от ранних цветов, пробившихся у кореньев редких бере зок, источалась приторная сладость, по лусгнивший валежник испарял настой плесени, смоль разбрасывала щекотав шую ноздри горечь. Струйки свежего ве терка незримо перемешивали эти запа хи, солнце согревало их, и они рассеи вались по тайге терпким теплом весны». Характерно, что это не простое любо вание тайгой. При чтении романа все время чувствуешь органическое един ство человека и природы. Об Уле Лиси цыной писатель говорит: «Она редко восторгалась красотами природы, потому что жила в природе, трудилась в ней, любила ее, как любят м ать ,— всем существом своим, всеми чувствами, данными человеку». Щ едрая красочность язы ка произве дения ощущается не только в картинах природы. Она в собственной речи боль шинства героев, хотя Г. Марков и не расцвечивает речь каждого из них ка кими-либо внешними приметами — из любленными словцами, местными сибир скими выражениями и т. п. Нет, все они говорят обычным культурным русским языком, даже «кондовой сибиряк» — дед Марей, но его рассказ о прошлом Улуюлья не спутаешь с рассказом Ана стасии Федоровны о своей жизни, о сво ей любви к Максиму — строй речи, ее краски у них разные. Марей «говорил са мое обычное, а все получалось как-то ве личественно», его речь захватывала слу шателей — Улю, Алексея Краюхина, Максима Строгова. У Анастасии Федо ровны «трепетно жила каждая частичка лица, каж дая линия», и речь ее звучит то взволнованно-радостно, то грустно, видны ее жесты и взгляды , хотя о них писатель и не упоминает. Основной пафос романа «Соль земли», его притягательная сила в том, что в нем живое дыхание современности: это в проблемах освоения богатств Сибири, это и в людях, которые под идейным и организующим руководством Коммуни стической партии приобрели замечатель ное качество — способность ясно ви деть свое будущее, творимое сегодня. Отец Алексея Краюхина, командир партизанского отряда, погибший в бою с белыми, на самодельной карте родно го края написал: «Трудовой народ — вот кто соль зем ли. Не щади жизни в борьбе за его счастье!» Эти слова стали жизненным девизом для его сына. В романе мы видим, что Алексей в свох благородных стремлени ях не одинок. Людей, преданных делу партии, делу коммунизма, великое мно жество. «В безбрежном океане жи зни ,— говорится в заключительных строках ро м ана ,— они прокладывают новые, ни кем еще не изведанные пути». Это — пути к коммунизму.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2