Сибирские огни, 1961, № 5

Артем нашел в себе достаточно муже­ ства, чтобы самокритично отнестить к своей работе, перестроить ее и с пол­ ным моральным правом обрушиться на неправильные методы руководства сель­ ским хозяйством со стороны отдельных работников области. Знакомство с героями романа «Соль земли» позволяет сказать, что, следуя правде жизни, писатель показал , как в условиях социализма сочетаются личные и общественные интересы человека, как добровольное и сознательное служение обществу дает человеку не только материальное благополучие, но и идей­ но-нравственное наполнение жизни. Г. Маркову удалась и лирическая ли­ ния в романе. Волнует чистота отноше­ ний между Максимом и Анастасией, Ар­ темом и Дусей, Алексеем Краюхиным и Ульяной Лисицыной. Между Улей, впервые почувствовав­ шей любовь к Алексею Краюхину, и Анастасией Федоровной — женой Мак­ сима Строгова, давно вступившей в по­ ру зрелости, но как бы заново пережива­ ющей свою любовь к Максиму, идет трогательный откровенный разговор об этом самом волнующем человеческом чувстве — о любви. • Уля спрашивает Анастасию Федо­ ровну: «— А вы давно его так любите? — С самой юности, Уленька. А толь­ ко любовь не стоячая. Она течет, как река. И бывает так: течет, течет и вдруг иссякает, и начинается не жизнь, а маята. *А случается и так: чем больше течет, тем полноводнее становится». Именно такой «полноводной» пред­ ставляется любовь Анастасии Федоров­ ны и Максима, проверенная временем и нелегкими испытаниями. И любовь Ули и А лексея согрета теплой человечно­ стью, полна радости и счастья, рождает ноьую энергию в труде. Как и в первом романе — «Строго­ вы», так и в «Соли земли» Г. Марков проявил себя большим знатоком и ху­ дожником сибирской природы. Нас вол­ нует поэтичность в изображении ее кар­ тин. Таких картин в романе очень мно­ го, но особенно хорошо Г. Марков чув­ ствует тайгу. «Тайга наливалась соками жизни. Гривы и косогоры покрылись травой. На черемуховых и рябиновых кустах зе­ ленела нежная листва. По шершавым стволам сосен, пихт и кедров текли струйки пахучей смолы. Воздух был на­ сыщен запахом молодой земли: из ло­ гов, размытых ручьями, тянуло пресной сыростью суглинка, от ранних цветов, пробившихся у кореньев редких бере­ зок, источалась приторная сладость, по­ лусгнивший валежник испарял настой плесени, смоль разбрасывала щекотав­ шую ноздри горечь. Струйки свежего ве­ терка незримо перемешивали эти запа­ хи, солнце согревало их, и они рассеи­ вались по тайге терпким теплом весны». Характерно, что это не простое любо­ вание тайгой. При чтении романа все время чувствуешь органическое един­ ство человека и природы. Об Уле Лиси­ цыной писатель говорит: «Она редко восторгалась красотами природы, потому что жила в природе, трудилась в ней, любила ее, как любят м ать ,— всем существом своим, всеми чувствами, данными человеку». Щ едрая красочность язы ка произве­ дения ощущается не только в картинах природы. Она в собственной речи боль­ шинства героев, хотя Г. Марков и не расцвечивает речь каждого из них ка­ кими-либо внешними приметами — из­ любленными словцами, местными сибир­ скими выражениями и т. п. Нет, все они говорят обычным культурным русским языком, даже «кондовой сибиряк» — дед Марей, но его рассказ о прошлом Улуюлья не спутаешь с рассказом Ана­ стасии Федоровны о своей жизни, о сво­ ей любви к Максиму — строй речи, ее краски у них разные. Марей «говорил са­ мое обычное, а все получалось как-то ве­ личественно», его речь захватывала слу­ шателей — Улю, Алексея Краюхина, Максима Строгова. У Анастасии Федо­ ровны «трепетно жила каждая частичка лица, каж дая линия», и речь ее звучит то взволнованно-радостно, то грустно, видны ее жесты и взгляды , хотя о них писатель и не упоминает. Основной пафос романа «Соль земли», его притягательная сила в том, что в нем живое дыхание современности: это в проблемах освоения богатств Сибири, это и в людях, которые под идейным и организующим руководством Коммуни­ стической партии приобрели замечатель­ ное качество — способность ясно ви­ деть свое будущее, творимое сегодня. Отец Алексея Краюхина, командир партизанского отряда, погибший в бою с белыми, на самодельной карте родно­ го края написал: «Трудовой народ — вот кто соль зем­ ли. Не щади жизни в борьбе за его счастье!» Эти слова стали жизненным девизом для его сына. В романе мы видим, что Алексей в свох благородных стремлени­ ях не одинок. Людей, преданных делу партии, делу коммунизма, великое мно­ жество. «В безбрежном океане жи зни ,— говорится в заключительных строках ро­ м ана ,— они прокладывают новые, ни­ кем еще не изведанные пути». Это — пути к коммунизму.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2