Сибирские огни, 1961, № 5

-------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------- 7 ? Л. В Ы С О Ц К И Й Будущее, творимое сегодня В этом году исполнилось пятьдесят лет со дня рождения Георгия Мокеевича Маркова, талантливого писателя-сибиря- ка, большого знатока жизни Сибири, ее прошлого и настоящего. Его ныне широ­ ко известные романы «Строговы» и «Соль земли» — неоспоримое и убеди­ тельное тому свидетельство. Немало в дореволюционном прошлом было написано литературных произведе­ ний о таежной Сибири. В большинстве их герои изображались людьми, подчи­ няющимися каким-то непоколебимым «законам тайги». Даже смелый, с боль­ шой волей человек, отважившийся пере­ ступить их, неибежно погибал. Когда вышла в свет первая книга ро­ мана «Строговы» (1939), автору этих строк довелось писать следующее: «Ка­ залось, что и роман Г. Маркова «Стро­ говы» отдает дань этой, не выдержива­ ющей критики, литературной тради­ ции. Роман начинается убийством и кончается убийством — трафаретный круг замкнут. Но это только внешнее сходство. Г. Марков разорвал круг, ввел нас в тайгу для того, чтобы дока­ зать, что сложные отношения людей и здесь целиком основаны на законах классовой борьбы»1. Роман Г. Маркова «Строговы» всем ходом событий и развитием образов убеждал читателя, что сибирская дерев­ ня, преодолев всю сложность и труд­ ность .классовой борьбы, выйдет на ши­ рокую столбовую дорогу, открытую для всей нашей страны Великим Октяб­ рем. Г. Марков показал, что и в тайге люди живут по общим законам развития общества. Он сумел проникнуть в глу­ бинные процессы жизни, рассказать, как лучшие люди тайги вступают в борьбу с теми темными силами, которые жизнь сибирской деревни превращали в катор­ 1 «Сибирские огни», 1940, № 3, стр. 171. гу, пропитывали ее звериной ненави­ стью ко всему светлому и революцион­ ному. З а жизненность и правдивость худо­ жественных образов, особенно Матвея и Анны Строговых и деда Фишки, ро­ ман «Строговы» по достоинству был высоко оценен читателями и отмечен Сталинской премией. Однако «Строго­ вы», можно сказать, роман историче­ ский: действие в нем относится к эпохе 1900— 1920 годов. Естественно, что чи­ татели имели полное основание ждать от Георгия Маркова, проявившего себя уже в первом своем романе художником незаурядной силы и мастерства,— ждать от него нового произведения и на этот раз о сибирской деревне наших дней. Роман Г. Маркова — «Соль земли» вводит читателя в современную жизнь сибирской тайги. Здесь за годы Совет­ ской власти, ознаменованные глубокими социалистическими преобразованиями во всей стране, все круто изменилось. Таежное Улуюлье уже не прежняя «глухомань», не «медвежий угол». И люди здесь выросли, поднялись до уров­ ня понимания интересов и задач, стоя­ щих перед всем советским народом. Для каждого из них открылись широкие го­ ризонты жизни и безграничная возмож­ ность творческой деятельности. Более того, они не удовлетворяются тем, что уже достигнуто, хотят большего, смотрят далеко вперед. “Уроженец Улуюлья, молодой ученый Алексей Краюхин, мечтает о том, что­ бы найти в тайге каменный уголь, газ, ртуть, золото. Он полон решимости разведать и поставить на службу народу хо­ тя бы часть тех богатств Сибири, о кото­ рых В. И. Ленин еще в 1920 г. говорил, что они «представляются совершенно не­ объятными».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2