Сибирские огни, 1961, № 5
Прием проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Пря мо посреди зала был установлен микрофон. Никита Сергеевич выступал, тесно ок руженный со всех сторон делегатами съезда , писателями земли русской. Это было мудрое и душевное выступление. Никита Сергеевич говорил о политическом положении в мире, об успешных делах советского народа, а потом сказал, что кое-кто, может быть, удивится, почему это на писательском съезде, где надо бы говорить о литературе, он говорит о делах государственных. И сам ответил на этот вопрос, назвав писателей правой рукой партии, верными ее по мощниками во всех делах. Эти слова дошли до сердца каждого советского писателя, вызвали чувство благодарности за огромное доверие, чувство ответственности за свою важную роль в общем деле строительства коммунизма. Н. С. Хрущев не раз выступал перед творческой интеллигенцией — и перед делегатами 3-го съезда писателей СССР, съезда композиторов РСФСР , и во вре мя приема на правительственной даче. Как воодушевляет, как поднимает твор ческую энергию это тесное и частое общение руководителя Центрального Ко митета партии и Советского правительства с творческой интеллигенцией! Выступление Н. С. Хрущева имеет неоценимое практическое значение, как определение генеральной линии в развитии советской литературы и искусства. Но оно имеет и огромное теоретическое значение, ибо ставит проблемы, ждущие разработки в области марксистско-ленинской эстетики, в области литературове дения и литературной критики. В выступлении Н. С. Хрущева подняты, напри мер, такие проблемы, как партийность литературы и свобода творчества, как принципы марксистско-ленинской литературной критики и другие. В Новосибирской писательской организации состоялось теоретическое собе седование по работе Н. С. Хрущева «К новым успехам литературы и искус ства». Разговор был глубокий, интересный, теоретические вопросы трактова лись не в отрыве от литературной практики, а в тесной связи с творчеством но восибирцев и вообще советских писателей. Среди многих других проблем мы обменялись мнением по проблеме свободы творчества. Буржуазные критики очень много говорят по этому поводу и особенно жа лобно сетуют они на отсутствие свободы творчества не тогда, когда рисуют положение писателя в капиталистическом мире, а когда заводят речь о совет ской литературе. Как это ни странно, но их почему-то ужасно заботит наше по ложение. Мы, как идеологические борцы, должны отвечать им ясно и твердо. И мы отвечаем, что не признаем многие из их так называемых «свобод». Мы отверга ем свободу эксплуатации человека человеком, свободу пропаганды войны и ра совой ненависти, мы не признаем свободы человекоубийства, порнографии, анар хоиндивидуалистического разгула. В. И. Ленин сказал, как всегда, просто и мудро: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Не марксисты выдумали разделение общества на классы. Наоборот, толь ко марксисты поставили своей целью добиться бесклассового общества на земле. В нашу эпоху непримиримой борьбы двух социальных систем просто не суще ствует в природе внеклассовой литературы. Знаменитый призыв Максима Горького, обращенный ко всей творческой интеллигенции мира — «С кем вы, «мастера культуры»?»,— остается и сейчас в полной силе. И если многие буржуазные писатели обманывают себя и других, представляя свое творчество беспартийным, а на самом деле служа буржуазии, то советские писатели откровенно заявляют, что в великой борьбе двух миров они служат пролетариату, трудящемуся человечеству, коммунизму. Марксизм определяет свободу как познание законов природы и общества и использование этих законов для достижения определенных целей. Вот единствен ное научное понимание свободы. Марксизм познал действительность, как борьбу классов, в результате которой произойдет полное освобождение человечества от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2