Сибирские огни, 1961, № 4

любителям и знатокам сибирской стари­ ны, но и получивших широкое признание за рубежом. Вышедший в свет сборник этюдов, очерков и исследований М. Алек­ сеева «Из истории английской литерату­ ры» 1дает много интересного и полезного. Все разделы книги, на первый взгляд, очень разнородные по своему содержа­ нию, объединены общностью замысла, выраженного в строках Чосера: На старом поле каждый год Родится новая пшеница; Из старых книг, как срок придет, Познанье новое родится. И о ком бы ни писал М. Алексеев,— о Ленгленде, Томасе Море, Фильдинге, Байроне или Теккерее, он открывает нам в творчестве этих писателей демократи­ ческого потока английской литературы новые и неведомые страницы, порождаю­ щие новое познанье. Об «Утопии» Тома­ са Мора, например, написаны сотни и тысячи книг. Но М. Алексеев умеет находить и здесь свежее, интерес­ ное, выявляет с большой убедитель­ ностью связи книги английского гумани­ ста с историей славянских стран Запад­ ной Европы. Ценнейшие наблюдения со­ держит этюд «Вайрон и фольклор». Автор не претендует на непогрешимость, на полноту и окончательность своих вы­ водов, но несомненно возбуждает жела­ ние искать дальше, обнаруживать новое. М. Алексеев охотно допускает, что про­ изведенные им разыскания в дальней­ шем, вероятно, смогут быть пополнены новыми данными, он не стремится исчер­ пать поставленный здесь вопрос о «фоль- клоризме» Байрона и о поэтических исто­ ках отдельных его произведений. Более 1 М. П. Алексеев. Из истории английской лите­ ратуры, М.—Л. Гослитиздат. 1960, 500 стр. важной представляется ему принципиаль­ ная сторона проблемы. «На частном при­ мере,— пишет М. Алексеев,— мы стре­ мились показать, как много интересных и неожиданных сторон могут открыть в произведениях английской художествен­ ной литературы сопоставления их с про­ изведениями народного творчества. Сопо­ ставления эти, однако, будут плодотвор­ ны лишь в том случае, если при изуче­ нии отношения того или иного писателя к фольклору будут полностью при­ няты во внимание все особенности его мировоззрения, его отношения к народу». Статьи М. Алексеева проникнуты го­ рячим стремлением как можно глубже проникнуть в творческую лабораторию писателя, раскрыть все сложные сторо­ ны психологии его творчества. В этом от­ ношении показательна статья «Текке- рей-рисовалыцик» с ее остроумным сопо­ ставлением живописных и литературных средств выражения действительности. Читая эту статью, хочется продолжить примененный в ней метод и на исследо­ вание аналогичных явлений нашей лите­ ратуры, где не раз литературный талант своеобразно переплетался с живописным дарованием (у Шевченко, Пушкина, Лер­ монтова). И вполне возможно, что в ре­ зультате подобных поисков мы придем к более положительным выводам, чем считает возможным сделать сам М. Алек­ сеев. Научная добросовестность, огромная начитанность, искусство изящного, юве­ лирного анализа художественного произ­ ведения,— все это делает книгу академи­ ка М. П. Алексеева «Из истории англий­ ской литературы» не только ценным вкладом в наше литературоведение, но определяет ее педагогическое значение для молодых литературоведов. Товарищи читатели! Не забыли ли вы подписаться на наш журнал на второе по­ лугодие? Во втором полугодии в журнале будут опубликованы: окончание романа С. Сартакова «ЛЕДЯНОЙ КЛАД» , вторая книга романа Н. Задорнова «ВОИНА ЗА ОКЕАН», до­ кументальная повесть Л. Иванова о Терентии Мальцеве, роман М. Тихомирова «ГЕНЕРАЛ ЛУКАЧ», окончание записок Гр. Федосеева «В ТИСКАХ ДЖУ ГДЫРА», очерк А. Ероховца «МЕТЕОРИТ ИЛИ ЗВЕЗДНЫЙ КОРАБЛЬ?» и другие про­ изведения. Подписка на журнал принимается повсеместно и без огра­ ничений. Подписная цена на 6 месяцев 3 рубля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2