Сибирские огни, 1961, № 4
любителям и знатокам сибирской стари ны, но и получивших широкое признание за рубежом. Вышедший в свет сборник этюдов, очерков и исследований М. Алек сеева «Из истории английской литерату ры» 1дает много интересного и полезного. Все разделы книги, на первый взгляд, очень разнородные по своему содержа нию, объединены общностью замысла, выраженного в строках Чосера: На старом поле каждый год Родится новая пшеница; Из старых книг, как срок придет, Познанье новое родится. И о ком бы ни писал М. Алексеев,— о Ленгленде, Томасе Море, Фильдинге, Байроне или Теккерее, он открывает нам в творчестве этих писателей демократи ческого потока английской литературы новые и неведомые страницы, порождаю щие новое познанье. Об «Утопии» Тома са Мора, например, написаны сотни и тысячи книг. Но М. Алексеев умеет находить и здесь свежее, интерес ное, выявляет с большой убедитель ностью связи книги английского гумани ста с историей славянских стран Запад ной Европы. Ценнейшие наблюдения со держит этюд «Вайрон и фольклор». Автор не претендует на непогрешимость, на полноту и окончательность своих вы водов, но несомненно возбуждает жела ние искать дальше, обнаруживать новое. М. Алексеев охотно допускает, что про изведенные им разыскания в дальней шем, вероятно, смогут быть пополнены новыми данными, он не стремится исчер пать поставленный здесь вопрос о «фоль- клоризме» Байрона и о поэтических исто ках отдельных его произведений. Более 1 М. П. Алексеев. Из истории английской лите ратуры, М.—Л. Гослитиздат. 1960, 500 стр. важной представляется ему принципиаль ная сторона проблемы. «На частном при мере,— пишет М. Алексеев,— мы стре мились показать, как много интересных и неожиданных сторон могут открыть в произведениях английской художествен ной литературы сопоставления их с про изведениями народного творчества. Сопо ставления эти, однако, будут плодотвор ны лишь в том случае, если при изуче нии отношения того или иного писателя к фольклору будут полностью при няты во внимание все особенности его мировоззрения, его отношения к народу». Статьи М. Алексеева проникнуты го рячим стремлением как можно глубже проникнуть в творческую лабораторию писателя, раскрыть все сложные сторо ны психологии его творчества. В этом от ношении показательна статья «Текке- рей-рисовалыцик» с ее остроумным сопо ставлением живописных и литературных средств выражения действительности. Читая эту статью, хочется продолжить примененный в ней метод и на исследо вание аналогичных явлений нашей лите ратуры, где не раз литературный талант своеобразно переплетался с живописным дарованием (у Шевченко, Пушкина, Лер монтова). И вполне возможно, что в ре зультате подобных поисков мы придем к более положительным выводам, чем считает возможным сделать сам М. Алек сеев. Научная добросовестность, огромная начитанность, искусство изящного, юве лирного анализа художественного произ ведения,— все это делает книгу академи ка М. П. Алексеева «Из истории англий ской литературы» не только ценным вкладом в наше литературоведение, но определяет ее педагогическое значение для молодых литературоведов. Товарищи читатели! Не забыли ли вы подписаться на наш журнал на второе по лугодие? Во втором полугодии в журнале будут опубликованы: окончание романа С. Сартакова «ЛЕДЯНОЙ КЛАД» , вторая книга романа Н. Задорнова «ВОИНА ЗА ОКЕАН», до кументальная повесть Л. Иванова о Терентии Мальцеве, роман М. Тихомирова «ГЕНЕРАЛ ЛУКАЧ», окончание записок Гр. Федосеева «В ТИСКАХ ДЖУ ГДЫРА», очерк А. Ероховца «МЕТЕОРИТ ИЛИ ЗВЕЗДНЫЙ КОРАБЛЬ?» и другие про изведения. Подписка на журнал принимается повсеместно и без огра ничений. Подписная цена на 6 месяцев 3 рубля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2