Сибирские огни, 1961, № 4
гим и неповторимым, что было в его жизни! Однако уверен: эта книга вызовет острую заинтересованность не только у служивших или служащих ныне на гра нице, но и у читателей, которые никогда не нашивали военной формы. Да оно и понятно: весь народ наш любит и ува жает воинов-пограничников, следит за их нелегким ратным трудом, хочет больше знать о делах и людях границы. Сборник этот — коллективный, в нем участвуют двадцать шесть авторов. Тут и опытные писатели — С. Диковский, Г . Березко, В. Беляев, П. Федоров, А. Авдеенко, П. Лукницкий, Л. Линь ков — и одаренная литературная моло дежь. Рассказы и очерки, включенные в сборник, различны по материалу, по художественному уровню, но в целом они создают широкую картину жизни совет ских пограничников — с двадцатых го дов до сегодняшних дней. Книга построена по хронологическому принципу: 20—30-е годы, Великая Оте чественная война, послевоенное время. Это позволяет как бы проследить исто рию пограничных войск, их становление и возмужание, рост мастерства, преем ственность и умножение чекистских тра диций. В первом разделе сборника помещены произведения о борьбе пограничников с остатками белогвардейских банд, с бас мачами и контрабандистами. Суровостью и романтикой тех лет веет от воспомина ний Ильи Вороненко «В давние годы» (литературная запись А. Соколовского). «Дорога вилась, пересекая долину. Впе реди, куда лежал наш путь, высились горы, подернутые осенней дымкой. От штаба погранотряда до заставы, на кото рую я только что был назначен, всего пятьдесят километров пути. Но в горах Азербайджана этот путь нелегок. К тому же я был не один: со мной ехали жена и двое сыновей»,— так начинает Илья Во роненко свой рассказ. Но не только дорога среди нагромож дения скал и осыпей, над головокружи тельными обрывами, была трудной. Не легче молодому командиру показалась и жизнь на заставе. По условиям того времени он обязан был, помимо охраны границы, заниматься работой и сельско го Совета, и кооператива, и школы. С большой достоверностью и непосред ственностью повествует Илья Вороненко, как пограничники обезвреживали дивер сантов и контрабандистов, в частности Кара-бека и Кудрата-Орла, как аульчане всячески помогали советским воинам. К сожалению, ведя речь о взаимоотно шениях пограничников с местными жите лями, автор не рисует картины и образы, а прибегает к общим фразам: «Новая жизнь по-хозяйски входила в аулы. Ста ли появляться комсомольские ячейки. Наши комсомольцы шефствовали над молодежью аулов, помогали вести об щественную работу». Конечно же, уви деть это нельзя, читатель вынужден ве рить Илье Вороненко на слово. Сдержанно и в то же время тепло написан рассказ С. Мартьянова «Самое дорогое». В центре его — образ ветерана границы полковника Соловьева, который в минуту испытаний пожертвовал близ ким человеком, но не изменил воинскому долгу. Как всегда, впечатляют извест ные рассказы погибшего в финскую вой ну Сергея Диковского — «Погоня» и «На тихой заставе». Действующие лица и того и другого рассказа— излюбленные Диковским люди, простые, скромные, немногословные, для которых подвиг — норма поведения. Подобная же мысль об обычности, естественности подвига, когда обстоятель ства потребуют его от воина, заложена в рассказе Льва Линькова «Пост семи героев». В апреле 1927 года в горах Киргизии группа пограничников приняла неравный бой с бандой Барбаши Мангит- баева. Они пали до единого, но не про пустили врага. После на месте схватки был обнаружен щиток пулемета, на ко тором чем-то острым выцарапано: «Да здравствует коммунизм!» И ниже — име на семи героев... Да, немало примеров мужества и стой кости показали солдаты наших рубежей в те годы. Но подлинно массовый, неви данный героизм проявили они в Великой Отечественной войне. Они первыми при няли на себя удар фашистских армий, сражались до последней капли крови; потом на фронтах изумляли бесстраши ем, дисциплиной, выучкой. Могу подтвер дить как очевидец: не было, пожалуй, надежнее фронтовика, чем бывший по граничник. Об этом повествуют рассказы и очер ки второго раздела сборника. Из них следует выделить очерк Ильи Вергасова «Живи, Севастополь!» и очерк Владими ра Беляева «Терентий Матвеевич и его друг». И. Вергасову удалось воссоздать обаятельный облик лейтенанта Александ ра Степановича Терлецкого. 'До войны это был подтянутый, исполнительный «службист», а когда наступили сроки — раскрылся в нем легендарный партизан, наводивший ужас на гитлеровцев в Кры му. В конце концов, они захватили ране ного Терлецкого и после долгих издева тельств и пыток повесили. Гордо, не уро нив чести и достоинства советского офи^ цера, умер Терлецкий. Весь очерк, осо бенно сцена казни Терлецкого, произво дит сильное впечатление. И как досадно, что вместе с доброт ными произведениями в этот раздел по пали вещи посредственные и попросту слабые, например, очерк А. Ирикова «Подвиг четырех». Примелькавшаяся сюжетная схема, стертый, мертвый язык, а главное — полное отсутствие челове ческих характеров: героев А. Ирикова различаешь лишь по фамилиям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2