Сибирские огни, 1961, № 4
клицает критик. Но даже в произведениях (рассказ «Луна, море и человек», повесть «Мне кричат журавли»), где В. Хмара нашел «обогащение» эстетического идеа ла, отмечается «созерцательное отноше ние к миру, какое-то метафизическое, узкое понимание прекрасного; живая жизнь здесь порой отступает, растворя ется в пантеистическом мироощущении лирического героя». И опять-таки подоб ные декларации ничем не подкрепляются. «Какое-то»,— говорит критик, и это «ка- кое-то» характерно для всей статьи. Критические статьи И. Золотусского «Заметки о прозе в журнале «Сибирские огни» (№ 2) и «О новом романе Петра Проскугана» (№ 5 — речь идет о рома не «Глубокие раны») интересны прежде всего тем, что критик при анализе тех или иных произведений отталкивается от жизни, а не от книги. Жизненностью, со ответствием художественного произведе ния правде жизни измеряет он его до стоинства. И такой критерий оценки представляется нам весьма плодотвор ным и оправданным. Но вряд ли можно согласиться с кате горичностью и прямолинейностью крити ка в оценке отдельных произведений, на печатанных журналом «Сибирские огни» в 1959 году. Так, например, повесть Э. Цюрупы «Ты слышишь меня?» и ро ман Г. Молостнова «Междуречье» пря мо и безоговорочно объявляются И. Зо- лотусским «не художественными», а по весть Г. Михасенко «Кандаурские маль чишки» и роман В. Балябина «Забай кальцы» — «художественными»; пер вые — это литературный брак, зря за губленные журнальные площади, вто рые — «открытия» в литературе. Каковы же доказательства? «Э. Цюрупа честно поведала нам исто рию Марии»,— говорит критик,— собы тия «правильны, обоснованы, но удиви тельно похожи на пункты решения мате матической задачи». Далее критик сооб щает, что в повести есть «положитель ные» герои и есть «отрицательные», «есть не совсем положительные, но ис правляющиеся персонажи». Но,— воск лицает И. Золотусский,— «нет живых, оригинальных лиц, серьезных (!) пережи ваний, размышлений, нет ничего, отве чающего на вопросы; «почему?», «как?», «откуда?». Эти вопросы можно с полным правом адресовать самому критику, ибо его раз носные декларации не подкреплены кон кретным эстетическим анализом произ ведения. Вместо этого в статье дано не большое публицистическое отступление, следует ряд общих вопросов с ответами «да» и «нет», и произведение зачисляется в литературный брак. Идейно-художественный анализ про изведений в ряде случаев, думается, должен дополняться и подкрепляться раздумьями критика о том, по какому пути следует идти автору дальше, где, на каких путях, в каких темах и т. д. ждут его творческие удачи и признанье читателя. Читаем рецензию П. Халова на книж ку стихов В. Сергеева «Праздник в тунд ре» (№ 1). Здесь преобладают положи тельные констатации; книжка богата «от крытиями в области движения человече ских чувств», «автор не прячет от вас трудности жизни на этой земле, но и не пугает вас» и т. п. А чем примечатель ны стихи и каковы «открытия» автора как поэта, что своеобразного и интерес ного внес В. Сергеев в поэзию, где он лучше и полнее проявит себя как поэт,— об этом в рецензии ничего не говорится. Вместо этого П. Халов вступает в поле мику, ибо «никак нельзя согласиться с оценкой творчества» В. Сергеева, содер жащейся в статье В. Урина («На Севере дальнем», 1959 г., № 4). Рецензент рез ко критикует В. Урина за его «метод разбора стихов», за «чрезвычайно про извольные» суждения, за «не товарище ский, оскорбительно-поучающий тон» и т. д. В результате предмет спора, из-за которого «ломаются копья»,— стихотвор ный сборник В. Сергеева — оказывается фактически забытым. Внимательное знакомство с критиче ским отделом журнала «Дальний Во сток» позволяет, однако, надеяться, что недостатки ряда критических работ будут преодолены журналом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2