Сибирские огни, 1961, № 4
Напряженная интонация стихотворе ния, его прерывистый ритм (с паузами посредине строки), его композиция (с не ожиданной сменой поэтических картин, переносящих нас из одного времени в другое), самый подбор эпитетов и сравне ний («за красной, как кровь, теплуш кою», «колеса гремят, как выстрелы»)— все это впечатляюще и точно передает атмосферу грозных и тяжелых дней на чала войны, раскрывает страшную, не человеческую сущность войн и требует защиты мира: Солдаты и дети простых солдат Сегодня уже по-отцовски встревожены За не рожденных еще ребят. Поэту А. Рыбочкину тоже близка и понятна военная и солдатская тема. Он хорошо знает солдатский быт, те манев ры, ученья и марши мирного времени, без которых невозможна победа в бою. Но солдат А. Рыбочкина — тоже чело век мира, и поэт без излишнего деклари рования умеет рассказать об этом глав ном качестве своего лирического героя. Однако в стихотворении на интимную тему «Дождь» (№ 1) муза явно изменя ет поэту, и появляются напыщенные и ложно-поэтичные строки: С тобой и горе не беда, И неприятности в игру нам, И грязным пальцам никогда Не прикоснуться к чистым струнам. Это уже идет от какого-то душещипа тельного романса, а не от настоящего и глубоко поэтического чувства. Автор ская мысль о любви, подобной дождю, который «все обновит и освежит и смоет глупые обиды», не получила в стихо творении оригинального развития, не стала мыслью поэтической. В журнале «Дальний Восток» внима ние читателя привлекают поэтические разделы «Новые имена» и «Стихи наших земляков», в которых выступают преи мущественно молодые авторы. Их объ единяет одно чувство, одно стремление, которое выразил поэт П. Нефедов: О нас, поэтах, лишь по строчкам судят. Но пусть строка звучна и хороша, А только ту народ не позабудет, В словах которой — вся его душа. Да, если в поэтических строках отра зилась душа народная или хотя бы ча стичка этой души,— стихи запомнятся, войдут в читательское сердце. И можно смело предположить, что читатель не пройдет равнодушно мимо таких стихов молодых поэтов, как «Листая словарь» С. Шевкова (№ 2), «Куба» (№ 2), «За кружкой пива» М. Асламова (№ 4), «Звезды», «Про усталость», «О разлу ке» Е. Борисенко (№ 5). Основной недостаток стихов молодых поэтов-дальневосточников (впрочем, не только молодых) заключается в том, что они не могут придать своей поэтической мысли характер более или менее значи тельного обобщения. Отсюда — и неори- гинальность. Ведь новизна поэтической мысли находится в прямой зависимости от ее обобщающего характера: чем глуб же и смелее обобщение, тем новее и не ожиданнее кажется содержащая это обоб щение мысль. Стихотворение В. Романова «Вся жизнь моя — дорога» (№ 1) начинается строками: Вся жизнь моя — одна дорога. А дом — грохочущий состав, И время смотрит очень строго. Чтоб я от жизни не отстал. Стихотворение начато многообещающе. Но, к сожалению, дальше этого мысль поэта не идет. Неизвестно, какой смысл вкладывает он в строки «не отстать от жизни», а именно в выяснении этого во проса должна заключаться задача авто ра. В опубликованном же стихотворении все сводится по сути дела к бездумной пейзажной зарисовке, так сказать, «на ходу», из окна поезда. С. Смоляков в стихотворении «В защи ту лирики» говорит: Думаю, и впредь полезно будет Лирикой людей вооружать. Эти строки, как кажется, подводят убе дительный итог памятному всем спору «о физиках и лириках». Наша жизнь требует и творит лирику, и советские люди берут ее на свое воору жение в борьбе за светлые идеалы буду щего. II очень хорошо, что поэты журна ла «Дальний Восток» в меру своих воз: можностей и талантов стараются ковать это «сильное и грозное оружие». 2 Когда говорят о задачах нашей лите ратурной критики, на первый план еди нодушно выдвигается ее публицистич ность. И с требованием этим нельзя не согласиться. Однако в целом ряде статей по этому вопросу как-то забывается дру гая, не менее важная задача критики — глубоко и тонко анализировать художест венную форму произведения, выяснять особенности и качества самого языка об разов. Если публицистичность помогает глубже проникнуть в идейное содержа ние произведения, то профессиональный анализ помогает полнее выяснить, как выражены авторские идеи в художест венном отношении, и придает той или иной критической работе характер эсте тического исследования. Собственно, в примелькавшихся словах «идейно-худо жественный анализ произведения» точно сформулированы обе задачи литератур ной критики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2