Сибирские огни, 1961, № 4

Напряженная интонация стихотворе­ ния, его прерывистый ритм (с паузами посредине строки), его композиция (с не­ ожиданной сменой поэтических картин, переносящих нас из одного времени в другое), самый подбор эпитетов и сравне­ ний («за красной, как кровь, теплуш­ кою», «колеса гремят, как выстрелы»)— все это впечатляюще и точно передает атмосферу грозных и тяжелых дней на­ чала войны, раскрывает страшную, не­ человеческую сущность войн и требует защиты мира: Солдаты и дети простых солдат Сегодня уже по-отцовски встревожены За не рожденных еще ребят. Поэту А. Рыбочкину тоже близка и понятна военная и солдатская тема. Он хорошо знает солдатский быт, те манев­ ры, ученья и марши мирного времени, без которых невозможна победа в бою. Но солдат А. Рыбочкина — тоже чело­ век мира, и поэт без излишнего деклари­ рования умеет рассказать об этом глав­ ном качестве своего лирического героя. Однако в стихотворении на интимную тему «Дождь» (№ 1) муза явно изменя­ ет поэту, и появляются напыщенные и ложно-поэтичные строки: С тобой и горе не беда, И неприятности в игру нам, И грязным пальцам никогда Не прикоснуться к чистым струнам. Это уже идет от какого-то душещипа­ тельного романса, а не от настоящего и глубоко поэтического чувства. Автор­ ская мысль о любви, подобной дождю, который «все обновит и освежит и смоет глупые обиды», не получила в стихо­ творении оригинального развития, не стала мыслью поэтической. В журнале «Дальний Восток» внима­ ние читателя привлекают поэтические разделы «Новые имена» и «Стихи наших земляков», в которых выступают преи­ мущественно молодые авторы. Их объ­ единяет одно чувство, одно стремление, которое выразил поэт П. Нефедов: О нас, поэтах, лишь по строчкам судят. Но пусть строка звучна и хороша, А только ту народ не позабудет, В словах которой — вся его душа. Да, если в поэтических строках отра­ зилась душа народная или хотя бы ча­ стичка этой души,— стихи запомнятся, войдут в читательское сердце. И можно смело предположить, что читатель не пройдет равнодушно мимо таких стихов молодых поэтов, как «Листая словарь» С. Шевкова (№ 2), «Куба» (№ 2), «За кружкой пива» М. Асламова (№ 4), «Звезды», «Про усталость», «О разлу­ ке» Е. Борисенко (№ 5). Основной недостаток стихов молодых поэтов-дальневосточников (впрочем, не только молодых) заключается в том, что они не могут придать своей поэтической мысли характер более или менее значи­ тельного обобщения. Отсюда — и неори- гинальность. Ведь новизна поэтической мысли находится в прямой зависимости от ее обобщающего характера: чем глуб­ же и смелее обобщение, тем новее и не­ ожиданнее кажется содержащая это обоб­ щение мысль. Стихотворение В. Романова «Вся жизнь моя — дорога» (№ 1) начинается строками: Вся жизнь моя — одна дорога. А дом — грохочущий состав, И время смотрит очень строго. Чтоб я от жизни не отстал. Стихотворение начато многообещающе. Но, к сожалению, дальше этого мысль поэта не идет. Неизвестно, какой смысл вкладывает он в строки «не отстать от жизни», а именно в выяснении этого во­ проса должна заключаться задача авто­ ра. В опубликованном же стихотворении все сводится по сути дела к бездумной пейзажной зарисовке, так сказать, «на ходу», из окна поезда. С. Смоляков в стихотворении «В защи­ ту лирики» говорит: Думаю, и впредь полезно будет Лирикой людей вооружать. Эти строки, как кажется, подводят убе­ дительный итог памятному всем спору «о физиках и лириках». Наша жизнь требует и творит лирику, и советские люди берут ее на свое воору­ жение в борьбе за светлые идеалы буду­ щего. II очень хорошо, что поэты журна­ ла «Дальний Восток» в меру своих воз: можностей и талантов стараются ковать это «сильное и грозное оружие». 2 Когда говорят о задачах нашей лите­ ратурной критики, на первый план еди­ нодушно выдвигается ее публицистич­ ность. И с требованием этим нельзя не согласиться. Однако в целом ряде статей по этому вопросу как-то забывается дру­ гая, не менее важная задача критики — глубоко и тонко анализировать художест­ венную форму произведения, выяснять особенности и качества самого языка об­ разов. Если публицистичность помогает глубже проникнуть в идейное содержа­ ние произведения, то профессиональный анализ помогает полнее выяснить, как выражены авторские идеи в художест­ венном отношении, и придает той или иной критической работе характер эсте­ тического исследования. Собственно, в примелькавшихся словах «идейно-худо­ жественный анализ произведения» точно сформулированы обе задачи литератур­ ной критики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2