Сибирские огни, 1961, № 4
хи человеческого характера и, нако нец,— высокая патетика обобщения. Так возникает образ привлекательного и оба ятельного человека, нашего современ ника. А вот «скиталец с юности», начальник отряда, который «добрягой чересчур слывет», — Весь дом его всегда при нем. Отаборились, вот и крыша, А завтра где-нибудь в другом Углу тайга его пропишет. Одна эта строфа говорит нам о харак тере человека больше, чем самое под робное «жизнеописание». Сюжет «Тайги» включает в себя по вествовательно-описательные элементы (картины таежной природы, описания борьбы людей с разбушевавшейся сти хией и т. д.) и драматические (ирониче ские рассуждения Шишиги о романтиках и «краснословах», задушевный разговор автора с Сергеем о любви и т. д.). Одна ко элементы эти не всегда возвышаются до проникновенного лиризма лучших мест хроники, не всегда органически сли ты с авторским голосом. Поэтому, веро ятно, и создается впечатление некоторой композиционной рыхлости и растянутос ти поэмы. С лирической хроникой Н. Савостина тематически перекликается цикл стихов Д. Цирулика «Путешествие за Турку- рингр» (№ 5). Это тоже стихи о людях, сердцу которых «не прописан покой». Выразительны в его стихах отдельные сценки и зарисовки. Звездами набиты до отказа Закрома ночные. Тишина. Немигающим совиным глазом Смотрит осторожная луна. Тьма готова вытащить на плаху Всех, кто бредит радостью утра. Только я гоню ночные страхи Ярким заклинанием костра. Фыркают олени, словно кони, Да огонь валежину жует. Ко всему привыкнув, — на ладони Ночь устало голову кладет. („Песня эвенка“). Это сказано поэтически точно, и в то же время хорошо передает психологию героя, его характер, отражает его миро восприятие, его представления о приро де. К сожалению, несомненно талантли вый поэт Д. Цирулик сбивается иногда на «чужой» голос. Чувствуется сильное влияние поэзии А. Твардовского. Разу меется, в этом нет ничего плохого, если б поэт сумел важную, но не новую мысль («знать свою дорогу», «смерть — и ту принять в пути») повернуть какой-то новой гранью, по-своему. Лирический герой стихов П. Халова-— мореход, рыбак. В стихотворении «Ухо дим на Север» поэт нашел весомые и скупые слова для выражения той муже ственной грусти расставания, которую ис пытывает моряк, уходя на долгие меся цы в плавание: Сегодня идем на север... Через час мы уйдем на север. Из глаз, как из рук, уроним Родных и любимых — всех... И вот плаванье... Борьба со стихией... Трудности, невзгоды... Японская шхуна рвет в клочья сети... И когда на сотые сутки плаванья «мальчишка безусый— штурман» заплачет «и станет курить та бак» — «никто его не осудит»: Каждый из нас когда-то Плакал в последний раз. Мы глохли, как глохнут от боли, Как глохнут от дикой боли. На сотые сутки, люди, Мы не могли без вас. Самое движение ритмической речи, повторение (даже трехкратное) отдель ных строк в начале или середине строфы, словесное и синтаксическое единоначатие строф — все это создает иллюзию дви жения судна в море. Мы ощущаем его покачивание, видим на палубе матросов, чувствуем, как неле гок их труд, и — убеждаемся в силе ду ха и мужестве этих тружеников моря. И вот когда такой человек сходит на бе рег, он заново открывает наш земной мир, смотрит на него другими глазами, глазами много испытавшего и созревше го человека. Сила и привлекательность стихов П. Халова — в органичном слия нии личности лирического героя с его автором, в той большой эмоциональной насыщенности поэтических образов, ко торую может дать человеку только жизнь деятельная и многотрудная. Стремление философски осмыслить и поэтически «переварить» события минув шей войны характерно для стихов А. Дракохруста (№ 3). Волнующая все человечество идея предотвращения новой войны и сохране ния мира эмоционально захватывающе и художественно убедительно выражена в стихотворении «Старая кинохроника». ...«Истрепанная кинохроника» сейчас, в наше время, показывает отправление солдат на фронт тогда, в 1941 году. «Чувствуемая мысль» стихотворения со здается тем, что мы видим живыми тех, кого сейчас нет в живых, кто погиб на войне: И смерти в глаза еще не видавшие, — Еще по спискам старшин — в строю, — В окно теплушки глядят П р о п а в ш и е И к двери яростно лезут П а в ш и е Смертельно раненные — поют.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2