Сибирские огни, 1961, № 4

рий: добра и зла, справедливого и неспра­ ведливого, честного и бесчестного, нрав­ ственного и безнравственного — и кате­ горий эстетики: прекрасного и безобраз­ ного, возвышенного и низменного, траги­ ческого и комического. Так же тесно пе­ реплетаются между собой в вопросах ком­ мунистического воспитания этика и эсте­ тика, мораль и искусство. Советское ис­ кусство — одно из самых могучих средств воспитания в массах коммуни­ стической сознательности, коммунистиче­ ской морали. В свете практических задач сегодняш­ него дня авторы ярко и доходчиво рас­ сказывают о том, как передовая литера­ тура, живопись, музыка, скульптура, театр воздействуют впечатляющей силой своих образов на эмоциональную сферу человека. Произведения советской лите­ ратуры и искусства, художественно-прав­ диво отражающие нашу современность, культивируют и укрепляют в человеке лучшие душевные качества — честность и правдивость, чувства дружбы и товари­ щества. Они прививают любовь к пре­ красному и зовут наших людей на пре­ красные дела. Вместе с тем они очищают их от всякой скверны, вызывая презре­ ние к тунеядству и хамству, лжи и клеве­ те, зазнайству и равнодушию. В книге поставлен ряд важных вопросов теории эстетического воспитания трудящихся в период строительства коммунизма. Несомненное достоинство четвертого раздела книги в том, что здесь в еще большей степени, чем в предшествующих разделах, обобщен опыт советского ис­ кусства и литературы, опыт марксист­ ской эстетики, в частности итоги различ­ ных дискуссий по литературоведению. В этом разделе и особенно в главе о социа­ листическом реализме острой, боевой критике подвергнуты различные реви­ зионистские теории в области эсте­ тики. Авторы всесторонне рассматривают за­ кономерности развития искусства в со­ циалистическом обществе, убедительно показывают его огромное значение в жизни нашего народа, в строительстве коммунизма. В небольшой рецензии невозможно дать полный обзор большой книги и под­ робный анализ ее достоинств и недостат­ ков. При подготовке к переизданию авто­ ры сумеют, вероятно, устранить некото­ рую рыхлость книги, ненужные повторе­ ния и т. п. Бесспорно одно: «Основы марксистско-ленинской эстетики» пред­ ставляют собой ценный коллективный труд, который сыграет большую роль в деле овладения художественной интелли­ генцией и нашими пропагандистскими кадрами такой составной частью маркси­ стско-ленинского мировоззрения, как эс­ тетика, а также в эстетическом воспита­ нии широких масс трудящихся. 12 , «Сибирские огни» № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2