Сибирские огни, 1961, № 4
рий: добра и зла, справедливого и неспра ведливого, честного и бесчестного, нрав ственного и безнравственного — и кате горий эстетики: прекрасного и безобраз ного, возвышенного и низменного, траги ческого и комического. Так же тесно пе реплетаются между собой в вопросах ком мунистического воспитания этика и эсте тика, мораль и искусство. Советское ис кусство — одно из самых могучих средств воспитания в массах коммуни стической сознательности, коммунистиче ской морали. В свете практических задач сегодняш него дня авторы ярко и доходчиво рас сказывают о том, как передовая литера тура, живопись, музыка, скульптура, театр воздействуют впечатляющей силой своих образов на эмоциональную сферу человека. Произведения советской лите ратуры и искусства, художественно-прав диво отражающие нашу современность, культивируют и укрепляют в человеке лучшие душевные качества — честность и правдивость, чувства дружбы и товари щества. Они прививают любовь к пре красному и зовут наших людей на пре красные дела. Вместе с тем они очищают их от всякой скверны, вызывая презре ние к тунеядству и хамству, лжи и клеве те, зазнайству и равнодушию. В книге поставлен ряд важных вопросов теории эстетического воспитания трудящихся в период строительства коммунизма. Несомненное достоинство четвертого раздела книги в том, что здесь в еще большей степени, чем в предшествующих разделах, обобщен опыт советского ис кусства и литературы, опыт марксист ской эстетики, в частности итоги различ ных дискуссий по литературоведению. В этом разделе и особенно в главе о социа листическом реализме острой, боевой критике подвергнуты различные реви зионистские теории в области эсте тики. Авторы всесторонне рассматривают за кономерности развития искусства в со циалистическом обществе, убедительно показывают его огромное значение в жизни нашего народа, в строительстве коммунизма. В небольшой рецензии невозможно дать полный обзор большой книги и под робный анализ ее достоинств и недостат ков. При подготовке к переизданию авто ры сумеют, вероятно, устранить некото рую рыхлость книги, ненужные повторе ния и т. п. Бесспорно одно: «Основы марксистско-ленинской эстетики» пред ставляют собой ценный коллективный труд, который сыграет большую роль в деле овладения художественной интелли генцией и нашими пропагандистскими кадрами такой составной частью маркси стско-ленинского мировоззрения, как эс тетика, а также в эстетическом воспита нии широких масс трудящихся. 12 , «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2