Сибирские огни, 1961, № 4

ных отношений периода детства челове­ чества. Здесь речь идет об определенных исторических фактах несовпадения или несоответствия периодов расцвета искус­ ства с развитием материального произ­ водства. Анализируя подобные факты, основоположники марксизма пришли к выводу о чрезвычайной сложности связи искусства и других форм общественного сознания (особенно философии и религии) с определяющим их в конечном счете экономическим развитием. Вряд ли мож­ но более расширительно толковать слова Маркса и говорить о «законе неравномер­ ного развития материального и художест­ венного производства». Всеобщей закономерностью, просле­ женной Марксом и Энгельсом через все сложные опосредствования, является ко­ нечная зависимость искусства от матери­ альной основы общества. Что касается от­ дельных примеров резких разрывов между теми или иными явлениями искус­ ства и общим развитием общества, то, не возводя их в закон, в каждом случае необходимо делать тщательный анализ исторических условий и выявлять кон­ кретные причины, приводящие к этому. «Трудность заключается только в общей формулировке этих противоречий,— указывал Маркс.— Стоит лишь выделить каждое из них, и они уже объяснены»'. Авторы, кстати сказать, так и поступают, когда они пишут, например, об искусст­ ве эпохи Возрождения, о русской литера­ туре XIX века или о том же древнегрече­ ском искусстве. Основанное на мифоло­ гии, это искусство только и могло воз­ никнуть при незрелых общественных от­ ношениях. Если же признать существование упо­ мянутого закона неравномерности, то как можно объяснить тот неоспоримый факт, что общий упадок и вырождение совре­ менного буржуазного искусства (что не исключает возможность создания отдель­ ных хороших произведений) находится в соответствии с общим нисходящим разви­ тием современного буржуазного общест­ ва? Неприменим этот закон также и к условиям социализма и коммунизма. Мы видим, что в период развернутого строи­ тельства коммунизма бурно развиваются и 'материальное и духовное производство, хотя они и у нас связаны чрезвычайно сложными путями. Одно из центральных мест в этом раз­ деле и во всей книге занимает освещение основополагающих эстетических проблем народности, классовости и партийности искусства. Авторы справедливо отме­ чают, что нельзя представлять народ­ ность искусства схематически и противо­ поставлять ее классовости. Произведе­ ния искусства, отражающие определен­ ные классовые взгляды, могут считаться народными, если заложенный в их осно­ 1 К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе. Госпо- литиздат. 1958. стр. 43. ве общественный и эстетический идеал выражает наиболее прогрессивные тен­ денции эпохи. Так, произведения дворян­ ских писателей — Грибоедова, Пушкина, Тургенева, Толстого являются народны­ ми, хотя их герои также преимуществен­ но дворяне. Обязательное условие народ­ ности искусства — прогрессивная демо­ кратическая идейность и подлинная худо­ жественность. В советском искусстве классовость и народность сливаются воедино, и это единство выражается в партийности, в ясном понимании художником социаль­ ной роли своего творчества. Основу пар­ тийности искусства, как показал В. И. Ленин, составляет открытая связь с ре­ волюционной борьбой, сознательное стре­ мление художника отдать свое твор­ чество делу социализма и коммунизма. Партийность — это вместе с тем и под­ линная свобода творчества. Связь пар­ тийности искусства с его народностью в условиях советского общества глубоко раскрыта в партийном документе — ста­ тье Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью наро­ да», в его выступлениях на III съезде советских писателей и в станице Вешен- ской. Сущность искусства как художествен­ ного творчества ярко и в достаточно по­ пулярной форме показана в третьем раз­ деле книги. В нем отдельно рассматри­ ваются такие виды искусства, как архи­ тектура, декоративно-прикладное искусст­ во, скульптура, живопись и графика, ху­ дожественная литература, музыка, ис­ кусство танца, театр, кино. Характери­ зуя с привлечением богатого материала каждый отдельный вид, авторы книги по­ казывают как то общее, что роднит его с другими видами искусства, так и осо­ бенности данного вида, специфику его предмета и художественно-выразитель­ ных средств. Последний, четвертый раздел книги посвящен вопросам художественного ме­ тода — реализма вообще и особенно со­ циалистического. Здесь глубоко раскры­ то основное содержание эстетических принципов социалистического реализма, показано, как эти принципы осуществ­ ляются в различных видах искусства и как они согласуются между собой. На­ пример, такие принципы, как правдивое отражение действительности и идейное воспитание трудящихся, находятся в не­ разрывном единстве, так как воспиты­ вать в духе коммунизма можно лишь пу­ тем правдивого отражения жизни. При этом правдивым является «такое произ­ ведение искусства, в котором неразрывно сочетается живость, пластическая кон­ кретность отражения чувственной реаль­ ности и углубление во внутренний смысл действительности» (стр. 576). Авторы книги неоднократно подчерки­ вают связь эстетики с этикой, показывая взаимопроникновение этических катего-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2