Сибирские огни, 1961, № 4
ных отношений периода детства челове чества. Здесь речь идет об определенных исторических фактах несовпадения или несоответствия периодов расцвета искус ства с развитием материального произ водства. Анализируя подобные факты, основоположники марксизма пришли к выводу о чрезвычайной сложности связи искусства и других форм общественного сознания (особенно философии и религии) с определяющим их в конечном счете экономическим развитием. Вряд ли мож но более расширительно толковать слова Маркса и говорить о «законе неравномер ного развития материального и художест венного производства». Всеобщей закономерностью, просле женной Марксом и Энгельсом через все сложные опосредствования, является ко нечная зависимость искусства от матери альной основы общества. Что касается от дельных примеров резких разрывов между теми или иными явлениями искус ства и общим развитием общества, то, не возводя их в закон, в каждом случае необходимо делать тщательный анализ исторических условий и выявлять кон кретные причины, приводящие к этому. «Трудность заключается только в общей формулировке этих противоречий,— указывал Маркс.— Стоит лишь выделить каждое из них, и они уже объяснены»'. Авторы, кстати сказать, так и поступают, когда они пишут, например, об искусст ве эпохи Возрождения, о русской литера туре XIX века или о том же древнегрече ском искусстве. Основанное на мифоло гии, это искусство только и могло воз никнуть при незрелых общественных от ношениях. Если же признать существование упо мянутого закона неравномерности, то как можно объяснить тот неоспоримый факт, что общий упадок и вырождение совре менного буржуазного искусства (что не исключает возможность создания отдель ных хороших произведений) находится в соответствии с общим нисходящим разви тием современного буржуазного общест ва? Неприменим этот закон также и к условиям социализма и коммунизма. Мы видим, что в период развернутого строи тельства коммунизма бурно развиваются и 'материальное и духовное производство, хотя они и у нас связаны чрезвычайно сложными путями. Одно из центральных мест в этом раз деле и во всей книге занимает освещение основополагающих эстетических проблем народности, классовости и партийности искусства. Авторы справедливо отме чают, что нельзя представлять народ ность искусства схематически и противо поставлять ее классовости. Произведе ния искусства, отражающие определен ные классовые взгляды, могут считаться народными, если заложенный в их осно 1 К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе. Госпо- литиздат. 1958. стр. 43. ве общественный и эстетический идеал выражает наиболее прогрессивные тен денции эпохи. Так, произведения дворян ских писателей — Грибоедова, Пушкина, Тургенева, Толстого являются народны ми, хотя их герои также преимуществен но дворяне. Обязательное условие народ ности искусства — прогрессивная демо кратическая идейность и подлинная худо жественность. В советском искусстве классовость и народность сливаются воедино, и это единство выражается в партийности, в ясном понимании художником социаль ной роли своего творчества. Основу пар тийности искусства, как показал В. И. Ленин, составляет открытая связь с ре волюционной борьбой, сознательное стре мление художника отдать свое твор чество делу социализма и коммунизма. Партийность — это вместе с тем и под линная свобода творчества. Связь пар тийности искусства с его народностью в условиях советского общества глубоко раскрыта в партийном документе — ста тье Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью наро да», в его выступлениях на III съезде советских писателей и в станице Вешен- ской. Сущность искусства как художествен ного творчества ярко и в достаточно по пулярной форме показана в третьем раз деле книги. В нем отдельно рассматри ваются такие виды искусства, как архи тектура, декоративно-прикладное искусст во, скульптура, живопись и графика, ху дожественная литература, музыка, ис кусство танца, театр, кино. Характери зуя с привлечением богатого материала каждый отдельный вид, авторы книги по казывают как то общее, что роднит его с другими видами искусства, так и осо бенности данного вида, специфику его предмета и художественно-выразитель ных средств. Последний, четвертый раздел книги посвящен вопросам художественного ме тода — реализма вообще и особенно со циалистического. Здесь глубоко раскры то основное содержание эстетических принципов социалистического реализма, показано, как эти принципы осуществ ляются в различных видах искусства и как они согласуются между собой. На пример, такие принципы, как правдивое отражение действительности и идейное воспитание трудящихся, находятся в не разрывном единстве, так как воспиты вать в духе коммунизма можно лишь пу тем правдивого отражения жизни. При этом правдивым является «такое произ ведение искусства, в котором неразрывно сочетается живость, пластическая кон кретность отражения чувственной реаль ности и углубление во внутренний смысл действительности» (стр. 576). Авторы книги неоднократно подчерки вают связь эстетики с этикой, показывая взаимопроникновение этических катего-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2