Сибирские огни, 1961, № 4
показано, как постепенно складывались научные представления об искусстве, как подготовлялись условия для возникнове ния марксистско-ленинской эстетики, имеющей своей основой материалистиче ское понимание истории. В ряде глав второго раздела рассмат риваются главным образом объективные основы искусства — его место и роль в общественной жизни, исторические зако номерности развития, его народность, классовость и партийность. Несколько особняком в этом разделе стоит интерес ная глава «Художник», в которой осве щается субъективная сторона художест венного творчества — вопросы мировоз зрения художника, его таланта, мастерст ва. Весь раздел проникнут духом непри миримости и борьбы против реакционно го, антинародного искусства и эстетики. Эстетическое отношение к действитель ности — одна из форм обусловленного практикой отношения человека к миру. Это, выражаясь языком философии,— специфическое проявление общего закона об отношении сознания к бытию, об от ражении бытия сознанием. Эстетическое сознание, так же как и теоретическое, способно давать объективную истину, то есть правильно отражать мир, проникать в сущность явлений действительности. Но, в отличие от теоретического, научно го сознания, эстетическое осознание мира «охватывает его в образной форме, через все богатство конкретных сторон, свойств и особенностей единичных вещей» (стр. 180). Кроме того, «эстетическое отноше ние к действительности всегда несет в себе субъективное начало, эмоциональ ную оценку предмета» (стр. 189). В искусстве эстетическое освоение ми ра человеком находит свое наиболее пол ное, завершенное и концентрирован ное выражение. При этом реалисти ческое искусство служит могучим средст вом не только познания, но и революци онного преобразования мира. Его произ ведения, эстетически оценивая явления действительности, воздействуют на созна ние и чувства людей в определенном идейном направлении. Важнейшей функ цией искусства является эстетическое воспитание, понимаемое не в узком смы сле выработки только художественного вкуса, а как разностороннее развитие че ловека во всем богатстве его социаль ных интересов. Большой интерес для читателей пред ставляет также глава «Исторические за кономерности развития искусства», где говорится о первоначальном возникнове нии искусства в процессе трудовой дея тельности, о том, какие конкретные про явления находят общие закономерности искусства в зависимости от изменения исторических условий, как в различные эпохи изменялись эстетические идеалы общества и развивалось содержание и форма искусства. Это развитие в конеч ном счете обусловлено развитием матери альной основы общества, отношениями классов, характером и содержанием об щественной борьбы. Искусство, его исто рия есть часть всего исторического про цесса, материальную основу которого со ставляет развитие производительных сил и производственных отношений. Вместе с тем марксизм-ленинизм реши тельно отвергает вульгаризаторские пред ставления о прямой и непосредственной связи искусства во всех его видах и про явлениях с экономикой общества. Ис кусство, как и другие формы обществен ного сознания, имеет свои внутренние за кономерности. В развитии этой специфи ческой и очень сложной формы отраже ния действительности имеется относи тельная самостоятельность и преемствен ность, взаимодействие с другими форма ми общественного сознания. Экономиче скому подъему общества не всегда соот ветствовали такие же подъемы в области литературы и искусства, и, наоборот, пе риоды расцвета искусства не всегда нахо-' дились в соответствии с состоянием эко номики. Все это обстоятельно показано и раскрыто авторами. Однако необходимо заметить, что одно место в книге представляется спорным или, во всяком случае, неясно выражен ным и слабо аргументированным. Авторы верно подчеркивают: «Марксистско-ле нинский анализ явлений искусства отнюдь не предполагает прямой зависи мости художественного творчества от эко номического базиса общества. Отноше ния здесь очень сложны и опосредованны и экономическое развитие лишь в конеч ном счете является определяющим факто ром» (стр. 327). Но вслед за этим гово рится: «При этом надо иметь в виду, что, как доказал К. Маркс, существует закон неравномерного развития материального и художественного производства. Закон этот сформулирован Марксом следую щим образом: «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета не находятся ни в каком со ответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием ма териальной основы последнего, состав ляющей как бы скелет его организации». В качестве примеров Маркс указывает на искусство древних греков и на Шекс пира» (стр. 3 2 7—328). Но ни в приведенных авторами сло вах Маркса, ни в его высказываниях о древних греках не содержится формули ровка такого закона. Маркс выясняет во прос: почему греческое искусство продол жает доставлять нам художественное на слаждение, и отмечает, что обаяние, кото рым оно обладает для нас, «не стоит в противоречии с той неразвитой общест венной ступенью, на которой оно вырос ло»1, что, наоборот, это обаяние связано с неповторимостью незрелых обществен 1 К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе. Госпо- - литиздат, 1958, стр. 45.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2