Сибирские огни, 1961, № 4

показано, как постепенно складывались научные представления об искусстве, как подготовлялись условия для возникнове­ ния марксистско-ленинской эстетики, имеющей своей основой материалистиче­ ское понимание истории. В ряде глав второго раздела рассмат­ риваются главным образом объективные основы искусства — его место и роль в общественной жизни, исторические зако­ номерности развития, его народность, классовость и партийность. Несколько особняком в этом разделе стоит интерес­ ная глава «Художник», в которой осве­ щается субъективная сторона художест­ венного творчества — вопросы мировоз­ зрения художника, его таланта, мастерст­ ва. Весь раздел проникнут духом непри­ миримости и борьбы против реакционно­ го, антинародного искусства и эстетики. Эстетическое отношение к действитель­ ности — одна из форм обусловленного практикой отношения человека к миру. Это, выражаясь языком философии,— специфическое проявление общего закона об отношении сознания к бытию, об от­ ражении бытия сознанием. Эстетическое сознание, так же как и теоретическое, способно давать объективную истину, то есть правильно отражать мир, проникать в сущность явлений действительности. Но, в отличие от теоретического, научно­ го сознания, эстетическое осознание мира «охватывает его в образной форме, через все богатство конкретных сторон, свойств и особенностей единичных вещей» (стр. 180). Кроме того, «эстетическое отноше­ ние к действительности всегда несет в себе субъективное начало, эмоциональ­ ную оценку предмета» (стр. 189). В искусстве эстетическое освоение ми­ ра человеком находит свое наиболее пол­ ное, завершенное и концентрирован­ ное выражение. При этом реалисти­ ческое искусство служит могучим средст­ вом не только познания, но и революци­ онного преобразования мира. Его произ­ ведения, эстетически оценивая явления действительности, воздействуют на созна­ ние и чувства людей в определенном идейном направлении. Важнейшей функ­ цией искусства является эстетическое воспитание, понимаемое не в узком смы­ сле выработки только художественного вкуса, а как разностороннее развитие че­ ловека во всем богатстве его социаль­ ных интересов. Большой интерес для читателей пред­ ставляет также глава «Исторические за­ кономерности развития искусства», где говорится о первоначальном возникнове­ нии искусства в процессе трудовой дея­ тельности, о том, какие конкретные про­ явления находят общие закономерности искусства в зависимости от изменения исторических условий, как в различные эпохи изменялись эстетические идеалы общества и развивалось содержание и форма искусства. Это развитие в конеч­ ном счете обусловлено развитием матери­ альной основы общества, отношениями классов, характером и содержанием об­ щественной борьбы. Искусство, его исто­ рия есть часть всего исторического про­ цесса, материальную основу которого со­ ставляет развитие производительных сил и производственных отношений. Вместе с тем марксизм-ленинизм реши­ тельно отвергает вульгаризаторские пред­ ставления о прямой и непосредственной связи искусства во всех его видах и про­ явлениях с экономикой общества. Ис­ кусство, как и другие формы обществен­ ного сознания, имеет свои внутренние за­ кономерности. В развитии этой специфи­ ческой и очень сложной формы отраже­ ния действительности имеется относи­ тельная самостоятельность и преемствен­ ность, взаимодействие с другими форма­ ми общественного сознания. Экономиче­ скому подъему общества не всегда соот­ ветствовали такие же подъемы в области литературы и искусства, и, наоборот, пе­ риоды расцвета искусства не всегда нахо-' дились в соответствии с состоянием эко­ номики. Все это обстоятельно показано и раскрыто авторами. Однако необходимо заметить, что одно место в книге представляется спорным или, во всяком случае, неясно выражен­ ным и слабо аргументированным. Авторы верно подчеркивают: «Марксистско-ле­ нинский анализ явлений искусства отнюдь не предполагает прямой зависи­ мости художественного творчества от эко­ номического базиса общества. Отноше­ ния здесь очень сложны и опосредованны и экономическое развитие лишь в конеч­ ном счете является определяющим факто­ ром» (стр. 327). Но вслед за этим гово­ рится: «При этом надо иметь в виду, что, как доказал К. Маркс, существует закон неравномерного развития материального и художественного производства. Закон этот сформулирован Марксом следую­ щим образом: «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета не находятся ни в каком со­ ответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием ма­ териальной основы последнего, состав­ ляющей как бы скелет его организации». В качестве примеров Маркс указывает на искусство древних греков и на Шекс­ пира» (стр. 3 2 7—328). Но ни в приведенных авторами сло­ вах Маркса, ни в его высказываниях о древних греках не содержится формули­ ровка такого закона. Маркс выясняет во­ прос: почему греческое искусство продол­ жает доставлять нам художественное на­ слаждение, и отмечает, что обаяние, кото­ рым оно обладает для нас, «не стоит в противоречии с той неразвитой общест­ венной ступенью, на которой оно вырос­ ло»1, что, наоборот, это обаяние связано с неповторимостью незрелых обществен­ 1 К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе. Госпо- - литиздат, 1958, стр. 45.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2