Сибирские огни, 1961, № 4

зать здесь следующее пожелание. В последних работах по вопросам эсте­ тики 1 неоднократно подчеркивалась пра­ вильная мысль, что для эстетической на­ уки мало анализировать только одно ху­ дожественное отражение жизни в искус­ стве, что надо глубже изучать эстетиче­ ские закономерности самой жизни социа­ листического общества. Эстетика — это не только теория собственно искусства, но и наука, исследующая эстетические отношения человека к действительности вообще, наука о красоте в самой жизни. Это особенно верно для эстетической на­ уки, имеющей дело с жизнью советского общества. Свойственное прошлым, анта­ гонистическим формациям противоречие между трудом и наслаждением преодоле­ но в нашем обществе. Трудовая деятель­ ность во- всех ее видах, становясь под­ линным творчеством, вызывает в чело­ веке высокое эстетическое наслаж­ дение. Мысль о том, что именно эта сторона в эстетике еще мало разработана, выра­ зил устами Николая Кораблева Ф. И. Панферов в романе «Во имя молодого». Своей жене художнице Татьяне Полов­ цевой Кораблев говорит: «Эстетика — наука об искусстве и только? Это — слишком узкое толкование... даже бар­ ское: непосвященные не суйтесь в искус­ ство, потому что искусство — удел из­ бранных, отмеченных божественной ис­ коркой... Люди обладают способностью наслаждаться эстетикой, другими слова­ ми, красотой. Красотой природы. Красо­ той создания рук человеческих: жи­ вописью, литературой, музыкой, бале­ том — и материальными ценностями: кра­ сотой города, красотой завода, красотой площади, самолета, парохода. Вы же сво­ дите науку эстетику к узкому кругу: жи­ вопись, литература, музыка, балет, теат­ ральные постановки» 2. Правильно подчеркнуто в цитирован­ ном выше определении эстетики, что в ее предмет входит не только искусство, так как круг эстетических интересов челове­ ка гораздо шире, чем только эстетиче­ ское отношение к произведениям искусст­ ва. Но, к сожалению, сами авторы огра­ ничились здесь и в дальнейшем — в гла­ вах «Эстетические отношения к действи­ тельности» и «Прекрасное» — лишь об­ щей теоретической постановкой этого во­ проса. Практически же их внимание со­ средоточено почти исключительно на ана­ лизе явлений искусства. Нельзя, понят­ но, противопоставлять одно другому: по­ скольку искусство отражает жизнь, чело­ век через посредство художественных произведений тоже вступает в эстетиче­ ское отношение к действительности. Речь идет здесь о необходимости исследова­ 1 См., например, статьи М. Когана, Н. Сидаева, И. Мотяшова, 1 В. Скатерщикова в журнале «Октябрь» № 7, И, 12 за 1959 г. и № 1 за 1960 г. 2 «Октябрь», 1960 г., № 7 , стр. 27. ния также и непосредственных эстетиче­ ских отношений нашего человека к миру, тех отношений, которые — хотя и раз­ виты, облагорожены предшествующим воздействием на него искусства — все же принадлежат его личному, непосредствен­ ному опыту. Книга рассчитана не на одних специа­ листов — искусствоведов, но и на массо­ вого читателя. Задача эстетики — учить его не только пониманию прекрасного в искусстве, не только умению при помощи произведений искусства постигать красо­ ту жизни, но и умению самостоятельно на­ ходить и оценивать прекрасное в жизни, строить жизнь по законам красоты. По- этому очень важно было бы на материа­ лах советской действительности написать раздел или главу, посвященную вопросу о том, как наш передовой человек (взятый непосредственно из жизни, а не только из романа, спектакля, кинофильма) вос­ принимает и переживает прекрасное в жизни, как он все более полнокровно ощущает красоту своего творческого тру­ да, каким новым содержанием наполняет­ ся для него само понятие красоты. Изучение нового общественного содер­ жания эстетических категорий прекрас­ ного и возвышенного в условиях совет­ ской действительности необходимо, впро­ чем, в первую очередь и для специали­ стов. Практика художественного творче­ ства в этом отношении дает все новый благодарный материал для теории. Доста­ точно назвать хотя бы такие произведе­ ния художественной прозы последнего времени, как «Соль земли» Г. Маркова, «Дороги, которые мы выбираем» А. Ча- ковского, «Небит-Даг» Б. Кербабаева, «Знакомьтесь, Балуев» В. Кожевникова. В них глубоко и ярко отражены измене­ ния в эстетическом сознании нашего че­ ловека. В произведениях литературы и искусства эстетика черпает факты для своих научных обобщений. Это правомер­ но. Однако первоисточник прекрасного — жизнь, и теория, желающая успешнее по­ могать художественной практике, не мо­ жет ограничиваться одними произведе­ ниями искусства, изучать лишь художест­ венно отраженную действительность. Весьма положительным фактом сле­ дует считать наличие в пособии главы «Основные этапы истории эстетических учений». Это довольно обширный (145 страниц петитом) очерк исторического развития эстетики от рабовладельческого строя до социализма. То, что в нем впер­ вые в популярной форме рассказывается об эстетических взглядах древних и сред­ невековых индийских и китайских мысли­ телей, расширяет и углубляет наши пред­ ставления о развитии эстетической мысли человечества. Содержание этой главы в то же время хорошо подкрепляет и ил­ люстрирует положение о зависимости ис­ кусства и его теории — эстетики,— в конечном счете, от социально-экономиче­ ских отношений. Здесь последовательно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2