Сибирские огни, 1961, № 4
зать здесь следующее пожелание. В последних работах по вопросам эсте тики 1 неоднократно подчеркивалась пра вильная мысль, что для эстетической на уки мало анализировать только одно ху дожественное отражение жизни в искус стве, что надо глубже изучать эстетиче ские закономерности самой жизни социа листического общества. Эстетика — это не только теория собственно искусства, но и наука, исследующая эстетические отношения человека к действительности вообще, наука о красоте в самой жизни. Это особенно верно для эстетической на уки, имеющей дело с жизнью советского общества. Свойственное прошлым, анта гонистическим формациям противоречие между трудом и наслаждением преодоле но в нашем обществе. Трудовая деятель ность во- всех ее видах, становясь под линным творчеством, вызывает в чело веке высокое эстетическое наслаж дение. Мысль о том, что именно эта сторона в эстетике еще мало разработана, выра зил устами Николая Кораблева Ф. И. Панферов в романе «Во имя молодого». Своей жене художнице Татьяне Полов цевой Кораблев говорит: «Эстетика — наука об искусстве и только? Это — слишком узкое толкование... даже бар ское: непосвященные не суйтесь в искус ство, потому что искусство — удел из бранных, отмеченных божественной ис коркой... Люди обладают способностью наслаждаться эстетикой, другими слова ми, красотой. Красотой природы. Красо той создания рук человеческих: жи вописью, литературой, музыкой, бале том — и материальными ценностями: кра сотой города, красотой завода, красотой площади, самолета, парохода. Вы же сво дите науку эстетику к узкому кругу: жи вопись, литература, музыка, балет, теат ральные постановки» 2. Правильно подчеркнуто в цитирован ном выше определении эстетики, что в ее предмет входит не только искусство, так как круг эстетических интересов челове ка гораздо шире, чем только эстетиче ское отношение к произведениям искусст ва. Но, к сожалению, сами авторы огра ничились здесь и в дальнейшем — в гла вах «Эстетические отношения к действи тельности» и «Прекрасное» — лишь об щей теоретической постановкой этого во проса. Практически же их внимание со средоточено почти исключительно на ана лизе явлений искусства. Нельзя, понят но, противопоставлять одно другому: по скольку искусство отражает жизнь, чело век через посредство художественных произведений тоже вступает в эстетиче ское отношение к действительности. Речь идет здесь о необходимости исследова 1 См., например, статьи М. Когана, Н. Сидаева, И. Мотяшова, 1 В. Скатерщикова в журнале «Октябрь» № 7, И, 12 за 1959 г. и № 1 за 1960 г. 2 «Октябрь», 1960 г., № 7 , стр. 27. ния также и непосредственных эстетиче ских отношений нашего человека к миру, тех отношений, которые — хотя и раз виты, облагорожены предшествующим воздействием на него искусства — все же принадлежат его личному, непосредствен ному опыту. Книга рассчитана не на одних специа листов — искусствоведов, но и на массо вого читателя. Задача эстетики — учить его не только пониманию прекрасного в искусстве, не только умению при помощи произведений искусства постигать красо ту жизни, но и умению самостоятельно на ходить и оценивать прекрасное в жизни, строить жизнь по законам красоты. По- этому очень важно было бы на материа лах советской действительности написать раздел или главу, посвященную вопросу о том, как наш передовой человек (взятый непосредственно из жизни, а не только из романа, спектакля, кинофильма) вос принимает и переживает прекрасное в жизни, как он все более полнокровно ощущает красоту своего творческого тру да, каким новым содержанием наполняет ся для него само понятие красоты. Изучение нового общественного содер жания эстетических категорий прекрас ного и возвышенного в условиях совет ской действительности необходимо, впро чем, в первую очередь и для специали стов. Практика художественного творче ства в этом отношении дает все новый благодарный материал для теории. Доста точно назвать хотя бы такие произведе ния художественной прозы последнего времени, как «Соль земли» Г. Маркова, «Дороги, которые мы выбираем» А. Ча- ковского, «Небит-Даг» Б. Кербабаева, «Знакомьтесь, Балуев» В. Кожевникова. В них глубоко и ярко отражены измене ния в эстетическом сознании нашего че ловека. В произведениях литературы и искусства эстетика черпает факты для своих научных обобщений. Это правомер но. Однако первоисточник прекрасного — жизнь, и теория, желающая успешнее по могать художественной практике, не мо жет ограничиваться одними произведе ниями искусства, изучать лишь художест венно отраженную действительность. Весьма положительным фактом сле дует считать наличие в пособии главы «Основные этапы истории эстетических учений». Это довольно обширный (145 страниц петитом) очерк исторического развития эстетики от рабовладельческого строя до социализма. То, что в нем впер вые в популярной форме рассказывается об эстетических взглядах древних и сред невековых индийских и китайских мысли телей, расширяет и углубляет наши пред ставления о развитии эстетической мысли человечества. Содержание этой главы в то же время хорошо подкрепляет и ил люстрирует положение о зависимости ис кусства и его теории — эстетики,— в конечном счете, от социально-экономиче ских отношений. Здесь последовательно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2