Сибирские огни, 1961, № 4
В. РЕБРИН Ценный труд по марксистско-ленинской эстетике Книга «Основы марксистско-ленинской эстетики»1 — в сущности первый труд, в котором просто, доходчиво и наиболее полно изложены основные проблемы эс тетической науки. До сих пор у нас появ лялись только предназначенные главным образом для сравнительно небольшого числа специалистов статьи, брошюры, монографии по отдельным проблемам эстетики. Вышедшие в 1956 году два сборника — «Вопросы марксистско-ле нинской эстетики» (Госполитиздат) и «Очерки марксистско-ленинской эстети ки» (Изд. «Искусство») — приближаются по своей структуре и способу изложения к учебникам, но также ограничиваются освещением лишь некоторых главных во просов. Между тем настоятельная потребность в систематическом и достаточно популяр ном пособии по эстетике ощущается дав но. Не говоря уже о многочисленных от рядах работников искусств и студентов художественных вузов, вопросами исто рии и теории искусства интересуются очень широкие круги советской интелли генции, слушатели вечерних университе тов марксизма-ленинизма и университе тов культуры, кадры, занимающиеся са мообразованием. Поэтому выход в свет данного труда с большим удовлетворени ем встречен всеми, кто любит, изучает искусство и хочет знать о нем еще больше. В этой книге теоретически обобщен многовековой опыт развития мировой ху дожественной культуры, опыт советской литературы и искусства. Все вопросы эстетики рассматриваются в ней с пози 1 «Основы марксистско-ленинской эстетики». Авторский коллектив научных сотрудников инсти тутов философии, истории искусств, мировой лите ратуры Академии наук СССР, Академии худо жеств СССР, преподавателей художественных ву зов. Госполитиздат, 1960, 640 стр. ций единственно научного марксистско- ленинского мировоззрения и на высоком научном уровне. Авторы книги опирают ся на указания КПСС по вопросам те ории и практики художественного твор чества. Большим достоинством ее являет ся строгая систематичность, широта охва та явлений искусства, ясность аргумента ции, доступность и простота изложения сложных эстетических проблем. Разделы и гльвы книги построены так, что чита тель постепенно входит в круг важней ших вопросов теории искусства. В первом из четырех больших разде лов книги подробно рассматривается су щество марксистско-ленинской эстетики как науки, дается четкое определение ее предмета: «Эстетика есть научная дисцип лина, изучающая общие закономерности развития эстетических отношений .чело века к действительности и в особенности искусства, как специфической формы об щественного сознания» (стр. 9—10). Понятие эстетического восприятия свя зано с очень широким кругом отношений человека к действительности — природе и общественной жизни. В повседневной практике человек постоянно реагирует на прекрасное и безобразное, различает красоту в окружающих предметах, явле ниях, в поступках людей. Но если в по вседневной практической деятельности людей эстетический момент имеет обычно лишь сопутствующее, подчиненное значе ние, то в искусстве он является главным, определяющим. Возникая в ходе общест венной практики, искусство оформляет эстетическое сознание общества и разви вает его дальше. Понятно поэтому, что в центре внимания эстетики по праву стоят закономерности искусства. Они, эти за кономерности, обстоятельно, всесторонне анализируются и в данной книге. Вместе с тем, учитывая, что работа авторов по улучшению пособия будет, ви димо, продолжена, хотелось бы выска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2