Сибирские огни, 1961, № 4

В. РЕБРИН Ценный труд по марксистско-ленинской эстетике Книга «Основы марксистско-ленинской эстетики»1 — в сущности первый труд, в котором просто, доходчиво и наиболее полно изложены основные проблемы эс­ тетической науки. До сих пор у нас появ­ лялись только предназначенные главным образом для сравнительно небольшого числа специалистов статьи, брошюры, монографии по отдельным проблемам эстетики. Вышедшие в 1956 году два сборника — «Вопросы марксистско-ле­ нинской эстетики» (Госполитиздат) и «Очерки марксистско-ленинской эстети­ ки» (Изд. «Искусство») — приближаются по своей структуре и способу изложения к учебникам, но также ограничиваются освещением лишь некоторых главных во­ просов. Между тем настоятельная потребность в систематическом и достаточно популяр­ ном пособии по эстетике ощущается дав­ но. Не говоря уже о многочисленных от­ рядах работников искусств и студентов художественных вузов, вопросами исто­ рии и теории искусства интересуются очень широкие круги советской интелли­ генции, слушатели вечерних университе­ тов марксизма-ленинизма и университе­ тов культуры, кадры, занимающиеся са­ мообразованием. Поэтому выход в свет данного труда с большим удовлетворени­ ем встречен всеми, кто любит, изучает искусство и хочет знать о нем еще больше. В этой книге теоретически обобщен многовековой опыт развития мировой ху­ дожественной культуры, опыт советской литературы и искусства. Все вопросы эстетики рассматриваются в ней с пози­ 1 «Основы марксистско-ленинской эстетики». Авторский коллектив научных сотрудников инсти­ тутов философии, истории искусств, мировой лите­ ратуры Академии наук СССР, Академии худо­ жеств СССР, преподавателей художественных ву­ зов. Госполитиздат, 1960, 640 стр. ций единственно научного марксистско- ленинского мировоззрения и на высоком научном уровне. Авторы книги опирают­ ся на указания КПСС по вопросам те­ ории и практики художественного твор­ чества. Большим достоинством ее являет­ ся строгая систематичность, широта охва­ та явлений искусства, ясность аргумента­ ции, доступность и простота изложения сложных эстетических проблем. Разделы и гльвы книги построены так, что чита­ тель постепенно входит в круг важней­ ших вопросов теории искусства. В первом из четырех больших разде­ лов книги подробно рассматривается су­ щество марксистско-ленинской эстетики как науки, дается четкое определение ее предмета: «Эстетика есть научная дисцип­ лина, изучающая общие закономерности развития эстетических отношений .чело­ века к действительности и в особенности искусства, как специфической формы об­ щественного сознания» (стр. 9—10). Понятие эстетического восприятия свя­ зано с очень широким кругом отношений человека к действительности — природе и общественной жизни. В повседневной практике человек постоянно реагирует на прекрасное и безобразное, различает красоту в окружающих предметах, явле­ ниях, в поступках людей. Но если в по­ вседневной практической деятельности людей эстетический момент имеет обычно лишь сопутствующее, подчиненное значе­ ние, то в искусстве он является главным, определяющим. Возникая в ходе общест­ венной практики, искусство оформляет эстетическое сознание общества и разви­ вает его дальше. Понятно поэтому, что в центре внимания эстетики по праву стоят закономерности искусства. Они, эти за­ кономерности, обстоятельно, всесторонне анализируются и в данной книге. Вместе с тем, учитывая, что работа авторов по улучшению пособия будет, ви­ димо, продолжена, хотелось бы выска­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2