Сибирские огни, 1961, № 4

Радиоспектакль, как основная форма радиоискусства, получил широкое при­ знание народа. Но будет ли он жить дальше, когда у радио появился такой могучий соперник, как телевидение? Но это — предмет особого большого разго­ вора. Скажу лишь несколько слов. Рас­ пространено мнение, будто телевидение — это улучшенный метод радиовещания. Говорят, будто с развитием телевидения радио войдет в него составной частью; ссылаются при этом на то положение, что восприятие всегда сильнее, если об­ ращается сразу к нескольким чувствам, нежели к одному. Когда я слышу подоб­ ные утверждения, мне хочется восклик­ нуть — «Бедная живопись! Ведь ты не звучишь!» «Какое несчастье для тебя, музыка, — тебя нельзя разглядеть!». А ведь не умирают эти виды искусства, и никто не скажет, что сила их воздейсг- вия слабее, чем от кино или от театра. В чем тут дело? Пусть над этим поду­ мают теоретики. В заключение своих заметок приведу еще одно письмо радиослушателя из г. Сталинска — это самое короткое и, пожалуй, самое выразительное письмо- рецензия: «Здорово! Побольше таких передач. Будоражат душу, заставляют голову ворочать мозгами!» В одной фразе сумел т. Киселев сфор­ мулировать главное, чем дорог всем нам радиоспектакль, — своим свойством за­ ставлять мыслить вместе с автором и актерами. И до тех пор, пока живут та­ кие люди, которые любят «ворочать мозгами» и будоражить свое воображе­ ние, радиоспектакль будет жить и раз­ виваться. Мечтаю о времени, когда радиорежис­ сер, выпуская очередную премьеру, ска­ жет: «Завтра приступаю к репетициям новой радиопьесы, на очереди еще одна. И знаете, кем они написаны? Одна — Корнейчуком, другая — Погодиным!» Советский радиорежиссер поставлен в исключительно благоприятные творче­ ские условия — у него нет и не может быть иных целей, кроме одной: творить для народа и во имя народа. Когда чи­ таешь описания американских радиобое­ виков, прерываемых вопреки здравому смыслу рекламными _воплями, когда узнаешь о скорбных признаниях зару­ бежных радиорежиссеров: «Нам часто приходится работать над материалом, который явно презираешь», когда узна­ ешь о цензурных запретах, налагаемых на радиопьесы прогрессивных драматур­ гов, когда вдумываешься во всю эту об­ становку подавления свободной творче­ ской мысли, каким разительным контра­ стом предстает жизнь искусства в на­ шей стране! И как же хочется работать, быть в неустанном творческом поиске новых ярких, неповторимых путей в ис­ кусстве! Я глубоко убежден, что советское ра­ диоискусство в самом ближайшем буду­ щем достигнет небывалых еще высот, что жанр радиодраматургии, этого могу­ чего средства пропаганды идей комму­ низма, завоюет подобающее место в творчестве наших писателей. Я верю, что ежевечерне над всей нашей необъят­ ной страной, над большими и малыми городами, над селами, деревнями и дале­ кими зимовьями будет разноситься го­ лос: — Внимание! В эфире новый радио­ спектакль!1 1 Редакция просит читателей высказаться по затронутым в статье Л. Баландина вопросам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2