Сибирские огни, 1961, № 4

не задумался над проблемами радиоис­ кусства, не написал ни одного исследова­ ния, ни одной статьи, не говоря уже о книге. Можно ли проходить мимо явления об­ щенародного эстетического воспитания, не поинтересовавшись им, не попытав­ шись его изучить? А ведь советский радиоспектакль су­ ществует! Кто из нас с детства не слу­ шал передач О. Н. Абдулова, кто не знает до сих пор повторяющейся очаро­ вательной истории «Про Машу-растеря- шу». У кого толстовский «Золотой клю­ чик» не ассоциируется с образами папы Карлы и Буратино, созданными засл. арт. peen. Н. Литвиновым? Как часто мы слышим в заключение какой-нибудь ин­ тересной радиопостановки имена таких режиссеров, как Р. Иоффе, засл. арт. респ. А. Платонов, В. Турбин, Н. Алек­ сандрович, А. Столбов. Десятки раз про­ звучал на всю Сибирь радиоспектакль по пьесе Вс. Вишневского «Первая конная» в постановке засл. арт. респ. Н. Коро- стынева, режиссера, свыше четверти ве­ ка проработавшего на радио. А что мы знаем о творческом облике этих режис­ серов, об их поисках и находках? А ведь их искусство — предмет поистине всена­ родного обсуждения, об их творческой манере могут с полным основанием судить повсеместно, как говорится, от Вологды и до Камчатки. Какая благодат­ ная тема для рецензента столичной газе­ ты, толстого журнала! Какие убедитель­ нейшие, общедоступные примеры мог бы найти в радиотворчестве ученый-эстетик! Но наши критики и ученые подробней­ шим образом анализируют каждую мос­ ковскую премьеру, доступную для про­ смотра сотням тысяч людей, и остав­ ляют без внимания радиоспектакль, ис­ кусство, доходящее до миллионов. Ловлю себя на мысли — вот я все вре­ мя пишу — «радиоискусство», «радио­ спектакль — основа радиоискусства»... А ведь никто еще не сказал, что это так, это еще нужно доказать! Что ж? Когда молчат наши теоретики, слово берут практики. Наверное, искусствовед найдет в моих рассуждениях много огрехов, но ведь кто-то должен начать разговор? Пер­ выми его начали в своих письмах радио­ слушатели. Продолжу и попытаюсь дока­ зать, что — РАДИО—САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ИСКУССТВА. Существует ленинское положение о том, что искусство должно объединять чувства, мысли и волю масс, подымать их. «Оно должно пробуждать в них ху­ дожников и развивать их». («Ленин о культуре и искусстве», изд. «Искусство», М. 1956, стр. 520). Пробуждать в человеке художника... Причем, не в некоем биологическом су­ ществе — человеке вообще. Марксизм учит подходить к человеку в конкретно­ исторических обстоятельствах, брать во внимание общественного человека, живу­ щего и развивающегося вместе с общест­ вом. Следовательно, общее понятие — человек предстает перед нами как кон­ кретный советский человек, живущий в стране, где самые дерзновенные фанта­ зии, самые смелые мечты становятся явью. Этот человек имеет образование минимум 7 классов, прочел немало книг, видел, если поблизости нет театра, во всяком случае, много кинофильмов. Та­ кой человек умеет ценить в искусстве не только непосредственно видимое, ося­ заемое. Он ценит и понимает намек, про­ буждающий его фантазию художника, его ассоциативную струнку. В восприя­ тии современным советским человеком искусства присутствует, если хотите, эле­ мент философского обобщения, домысла. И не случайно так любим в народе ра­ диоспектакль, который по своей приро­ де не столько показывает, сколько обра­ щается к фантазии, к художническому чувству человека, дает тот намек, кото­ рый вызывает рой ассоциаций. Не слу­ чайно и то, что ни театр, ни кино не вы­ зывают такого потока писем-откликов. Под свежим впечатлением от услышанно­ го люди берутся за перо не только для того, чтобы дать оценку, разбор произве­ дения; как правило, почти в каждом письме — эпизод из собственной жизни, из своих наблюдений. Иногда радио по­ лучает целые художественные произве­ дения, написанные так свежо, так искрен­ не, что невольно хочется посоветовать автору — пробуйте себя в литературе, пишите, у вас получается! Разве нельзя считать, что радио выполняет свою функ­ цию искусства — пробуждать в человеке художника? По-моему, можно. Но не обязаны ли радиоспектакли сво­ им успехом иным видам искусства? Мо­ жет быть, все дело в «репродуцирова­ нии» театральных спектаклей, кино, музыки? Давайте разбираться. ЛИТЕРА ТУРА -ПЕРВООСНОВА РАДИОДРАМЫ. Возьмите хороший рассказ, хорошую повесть и прочтите перед микрофоном. Пусть это будет очень хороший чтец-ис­ полнитель. Произведение «прозвучит», «дойдет». Слово художника, всемогущее слово в своей первозданной чистоте да еще в сочетании с интонационным богат­ ством мастера-чтеца прикует к себе вни­ мание, вызовет ответную реакцию. Но попробуйте слушать подряд 40 минут,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2