Сибирские огни, 1961, № 4
не задумался над проблемами радиоис кусства, не написал ни одного исследова ния, ни одной статьи, не говоря уже о книге. Можно ли проходить мимо явления об щенародного эстетического воспитания, не поинтересовавшись им, не попытав шись его изучить? А ведь советский радиоспектакль су ществует! Кто из нас с детства не слу шал передач О. Н. Абдулова, кто не знает до сих пор повторяющейся очаро вательной истории «Про Машу-растеря- шу». У кого толстовский «Золотой клю чик» не ассоциируется с образами папы Карлы и Буратино, созданными засл. арт. peen. Н. Литвиновым? Как часто мы слышим в заключение какой-нибудь ин тересной радиопостановки имена таких режиссеров, как Р. Иоффе, засл. арт. респ. А. Платонов, В. Турбин, Н. Алек сандрович, А. Столбов. Десятки раз про звучал на всю Сибирь радиоспектакль по пьесе Вс. Вишневского «Первая конная» в постановке засл. арт. респ. Н. Коро- стынева, режиссера, свыше четверти ве ка проработавшего на радио. А что мы знаем о творческом облике этих режис серов, об их поисках и находках? А ведь их искусство — предмет поистине всена родного обсуждения, об их творческой манере могут с полным основанием судить повсеместно, как говорится, от Вологды и до Камчатки. Какая благодат ная тема для рецензента столичной газе ты, толстого журнала! Какие убедитель нейшие, общедоступные примеры мог бы найти в радиотворчестве ученый-эстетик! Но наши критики и ученые подробней шим образом анализируют каждую мос ковскую премьеру, доступную для про смотра сотням тысяч людей, и остав ляют без внимания радиоспектакль, ис кусство, доходящее до миллионов. Ловлю себя на мысли — вот я все вре мя пишу — «радиоискусство», «радио спектакль — основа радиоискусства»... А ведь никто еще не сказал, что это так, это еще нужно доказать! Что ж? Когда молчат наши теоретики, слово берут практики. Наверное, искусствовед найдет в моих рассуждениях много огрехов, но ведь кто-то должен начать разговор? Пер выми его начали в своих письмах радио слушатели. Продолжу и попытаюсь дока зать, что — РАДИО—САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ИСКУССТВА. Существует ленинское положение о том, что искусство должно объединять чувства, мысли и волю масс, подымать их. «Оно должно пробуждать в них ху дожников и развивать их». («Ленин о культуре и искусстве», изд. «Искусство», М. 1956, стр. 520). Пробуждать в человеке художника... Причем, не в некоем биологическом су ществе — человеке вообще. Марксизм учит подходить к человеку в конкретно исторических обстоятельствах, брать во внимание общественного человека, живу щего и развивающегося вместе с общест вом. Следовательно, общее понятие — человек предстает перед нами как кон кретный советский человек, живущий в стране, где самые дерзновенные фанта зии, самые смелые мечты становятся явью. Этот человек имеет образование минимум 7 классов, прочел немало книг, видел, если поблизости нет театра, во всяком случае, много кинофильмов. Та кой человек умеет ценить в искусстве не только непосредственно видимое, ося заемое. Он ценит и понимает намек, про буждающий его фантазию художника, его ассоциативную струнку. В восприя тии современным советским человеком искусства присутствует, если хотите, эле мент философского обобщения, домысла. И не случайно так любим в народе ра диоспектакль, который по своей приро де не столько показывает, сколько обра щается к фантазии, к художническому чувству человека, дает тот намек, кото рый вызывает рой ассоциаций. Не слу чайно и то, что ни театр, ни кино не вы зывают такого потока писем-откликов. Под свежим впечатлением от услышанно го люди берутся за перо не только для того, чтобы дать оценку, разбор произве дения; как правило, почти в каждом письме — эпизод из собственной жизни, из своих наблюдений. Иногда радио по лучает целые художественные произве дения, написанные так свежо, так искрен не, что невольно хочется посоветовать автору — пробуйте себя в литературе, пишите, у вас получается! Разве нельзя считать, что радио выполняет свою функ цию искусства — пробуждать в человеке художника? По-моему, можно. Но не обязаны ли радиоспектакли сво им успехом иным видам искусства? Мо жет быть, все дело в «репродуцирова нии» театральных спектаклей, кино, музыки? Давайте разбираться. ЛИТЕРА ТУРА -ПЕРВООСНОВА РАДИОДРАМЫ. Возьмите хороший рассказ, хорошую повесть и прочтите перед микрофоном. Пусть это будет очень хороший чтец-ис полнитель. Произведение «прозвучит», «дойдет». Слово художника, всемогущее слово в своей первозданной чистоте да еще в сочетании с интонационным богат ством мастера-чтеца прикует к себе вни мание, вызовет ответную реакцию. Но попробуйте слушать подряд 40 минут,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2