Сибирские огни, 1961, № 4
СЛОВО ЭСТЕТИКАМ . Я засел за новейшие работы. Я искал хоть одного подтверждения своей мыс ли, что радио — искусство. И вот что я - прочел. Ю. Борев. Основные эстетические категории, М. 1960. «Эстетика не может быть ни «литера туроцентристской», ни «архитектуроцент ристской» наукой, она вбирает в себя опыт всего мирового искусства, всех его видов и жанров», — прочел я на 291 стр. и обрадовался: «Вот тут-то я и найду от вет на свой вопрос!» Страница за страницей... Ю. Борев щедро, очень щедро иллюстрирует каж дое положение примерами из области литературы и музыки, архитектуры и кино, театра и живописи, хореографии и прикладного искусства... Действительно, изо всех видов искусств, кроме одного... радио. Беру другую книгу — «Основы марк систско-ленинской эстетики», изданную Госполитиздатом в 1960 году и состав ленную группой авторов. Стр. 293. В гла ве «Исторические закономерности ис кусства» Н. А. Дмитриева упомянула ра дио! Она назвала его «могущественным», «всепроникающим», но... оставила за ним лишь роль средства пропаганды иных видов искусств. Знакомая концеп ция! Стр. 192. Глава «Искусство и его роль в жизни общества». Представляете, какое многообещающее заглавие! Ведь у меня под руками десятки писем с описанием самого живого, непосредственного воз действия радиоискусства на самых раз личных людей! В. А. Разумный пишет: «...даже и в наше время искусство' в определенных своих проявлениях тесно соприкасается то с различными формами умственной де ятельности (например, литература и пуб лицистика, кино как искусство и кино как средство научной и технической про паганды) (подчеркнуто мною.— Л. Б.), то с техникой (архитектура), то с произ водством утилитарных вещей (текстиль ное, мебельное производство)». Ну, что стоило В. А. Разумному для разнообразия примеров вместо слова «ки но» написать — «радио», и все для меня было бы ясно — «радио как искусство и радио как средство научной и техниче ской пропаганды»! Разве это не соответ ствует реальному положению вещей? Но и здесь и дальше на протяжении всей книги авторы статей очень близко под ходят к определению специфики радио, но ни разу не ссылаются на него, как на вид искусства. Так, например, говоря о театре, авто ры отмечают: «Непосредственность общения актера- творца со зрителями порождает ряд осо бенностей актерского искусства и твор чества. Встречаясь от спектакля к спек таклю с новыми и новыми массами зри телей, актер неизбежно должен каждый раз -заново повторять свой творческий процесс... В этом — еще одна качест венная особенность актерского искусст ва». (Стр. 515). Элементарная логика требует при знать, что в тех случаях, когда «непо средственность общения актера со зри телем» отсутствует, как, в частности, в радиоспектакле, это приведет к новым «качественным особенностям актерского искусства». Но нет! Эстетики упорно не хотят признавать существования искус ства радио! Читаю дальше и, наконец, нахожу! В самом конце главы «Виды и жанры ис кусства» (она написана Ю. Д. Колпин- ским, Л. И. Тимофеевым, Ю. Б. Боревым и В. Ф. Берестневым) есть крохотный абзац, прямо посвященный радио. Вот он: «С другой стороны, такие техниче ские средства, как радио, телевидение, таят в себе возможности рождения новых видов искусства. Уже сейчас радио и телевидение не только служат для реп родуцирования существующих произве дений литературы, музыки, кино, театра, но и формируют новые, своеобразные жанры — радиопостановки, спектакли для телевидения и т. д.» (Стр. 524). Вот оно что! Оказывается, радио до сих пор только еще «таит в себе»! Ока зывается, радио, это уже совсем немоло дое русское «техническое средство», стоит в одном ряду с только еще нарож дающимся «техническим средством» — телевидением! Оказывается, радио лишь «формирует свой жанр», и нет. у нас и за рубежом вполне сформировавшегося жанра радиоспектакля, и не шлют нам радиослушатели тысяч писем-рецензий и не анализируют каждую нашу удачу и неудачу с завидным пристрастием и хо зяйским отношением к своему любимому виду радиопередач — радиоспектаклю! Честное слово, когда читаешь подоб ные исследования, перед глазами пред стает облик ученого, который закрылся у себя в кабинете да еще и радиоприем ник выключил. Включит он его только для того, чтобы прослушать последние известия, узнать, что нового сегодня во МХАТе, чтобы не пропустить очередную премьеру. И нет ему дела до безбрежных просторов нашей страны, где миллионы людей, никогда не видевшие ни МХАТа, ни Малого, жадно ловят голоса прослав ленных артистов. Что толку, что вы, това рищи эстетики, с академической беспри страстностью заявите — «радио форми рует свой жанр»? Если вы убеждены, что жанр еще не сформировался, так скажите — нужно или нет, чтобы он сформировался, и в чем причина его мед ленного рождения? Я практик радио- дела, я ищу у вас совета, помощи, а чем вы мне помогли? Еще никто у нас всерьез
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2