Сибирские огни, 1961, № 4
если я принесу в Союз писателей свои радиосценарии — вот, мол, мое творче ство? Усмехнутся. Никто еще не прини мался в члены Союза за произведения, созданные для радио. Знаете ли вы случай, чтобы радиопье са была издана? Нет, они улетают в эфир, не материализуясь. Слышали ли вы когда-нибудь о семинаре радиодрама тургов, о конкурсе на лучшую радио пьесу? — Слышал и читал! Читал в журна ле «Иностранная литература» № 4 за 1959 г. радиопьесу Карллюдвига Опица «Люди, будьте настороже!». Знаю, что Радиоассоциация Италии установила «Премию Италиа» за создание ориги нального радиодраматического произве дения. Знаю и о том, что в Англии ра диоспектакль настолько популярен, что еще в 1932 году там проходил фестиваль пьес, написанных специально для радио. А в скандинавских странах? Швеция, например, по количеству радиоспектак лей не уступает, а превосходит Англию! А в Германии? Там для радио пишут крупные писатели... — А у нас? У нас проводятся семи нары и конференции драматургов, кино сценаристов, эстрадных авторов... Радио драматургов — нет. Проводятся конкур сы на лучший очерк, лучший рассказ, лучшую карикатуру... На лучшую ра диопьесу — нет. Проводятся фестивали театральных спектаклей, конкурсы эст рады, цирка, кинофестивали... А как на радио? — На радио тоже проводятся ежегод ные конкурсы на лучшую радиопереда чу, причем всесоюзные, — сумел нако- нец-таки парировать я. — Конкурсы на радиоспектакль? — недоверчиво переспросил меня драма тург.— Что-то не слышал. — Ну, не совсем чтобы на радио спектакль... Там все жанры бывают пред ставлены. Во всяком случае, если мы пришлем на конкурс радиоспектакль, ни кто нас не обругает. — Вот видите,— укоризненно посмот рел на меня драматург,— разве что «не обругает»! А попробуй кинематография представить одни только документальные жанры, театр — выйти на конкурс с ма лыми формами... Да что говорить — о вашем конкурсе ни одной строчки не по явилось в печати! — Кое-что появилось. — Где? — В ведомственном журнале «Совет ское радио и телевидение» были пере числены передачи и дипломы. — И все? И ни одной статьи, ни одно го анализа, ни одной рецензии? Да пол но, что такое радио — просто техника или искусство? Вот, например, выдвину ты на соискание Ленинской премии — и концертно-исполнительское, и кинодоку- ментальное, и театральное, и прикладное виды искусств... А радио? — А радио не выдвинуто,— должен был согласиться я и решил обратиться за разъяснением к ТЕОРЕТИКАМ ИСКУССТВА. Мне это было сделать тем более лег ко, что в составе делегации Новосибир ска я участвовал нынешней зимой в ра боте первого межобластного семинара критиков-литературоведов. Когда мне было предоставлено слово, я попытался поделиться своими мыслями относительно перспектив развития радио искусства К моему удивлению, театральные критики слушали мою речь со скучаю щим видом. — О чем вы говорите? — прервал меня руководитель секции Е. Д. Сур ков. — Радиоискусства нет. Радио су ществует как техническое средство про паганды других видов искусства: теат рального, художественного слова, музы ки... А письма, на которые вы ссылае тесь, нужно уметь читать критически... — Когда человек лишен возможности видеть спектакли, ходить в кино на но вые фильмы, слушать симфоническую музыку, тогда, как говорится, на безры бье и радио хорошо,— поддержали Е. Д. Суркова и другие участники обсужде ния. Вот когда я понял, кто самым реши тельным образом голосует против раз вития радиоискусства! Ведь это они — критики-театро- и искусстёоведы — при званы формировать общественное мне ние! Это они должны подхватывать го лос народа и трубить, кричать, звать — дайте советскому человеку самое вы сокое в мире, самое массовое и самое доходчивое радиоискусство! И не по их ли вине где-нибудь в занесенном снегом сибирском селении придет с фермы уста лая доярка, включит радио и не услы шит того, что хотела бы, о чем просила она в своей заявке — современную, бе рущую за душу, заставляющую, затаив дыхание, порой смахнуть слезу, а порой и улыбнуться радиопьесу! Но, впрочем, что я так набрасываюсь на театроведов? Ведь есть же у нас уче ные, которые, собирая огромный факти ческий материал, анализируя его, на основе науки, делают широкие обобще ния, предугадывают пути развития искус ства! Вот к кому должен я теперь обра титься —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2