Сибирские огни, 1961, № 4

Вот почему эточтак важно сегодня — радиопьесе, о радиоспектакле, о радио- во весь голос заго^зрить о современной искусстве. ДАВАЙТЕ ПРОГОЛОСУЕМ! Я за радиопьесу, за ежевечерний ра­ диоспектакль, потому что именно в ра­ диоспектакле вижу воплощение всех са­ мых сильных сторон радио, главную форму радиоискусства. Точно так же, как я не мыслю себе кинотеатра без еже­ дневного кинофильма, театр без спектак­ ля, экран телевизора без художественно­ го произведения, точно так же я не пред­ ставляю себе радио без радиоспектакля! А как вы, товарищи? Вижу, как кто-то засомневался — а не будет ли это слишком однообразно? Ведь ежедневно — радиодрама... Хочет­ ся и концерт. послушать, и хорошую бе­ седу, и узнать о трудовом опыте своих товарищей... Позвольте, а кто сказал, что радио­ пьесы должны быть однообразны? Се­ годня — радиодрама, завтра — комедия,, послезавтра — музыкальный водевиль с пением! И для бесед, и для лекций оста­ нется время — радиоспектакль будет за­ нимать 3 0—4 0—60 минут, не больше. Только изредка можно давать большие полотна на полтора-два часа. Есть еще сомневающиеся? Есть! КОМИТЕТ ПО РАДИОВЕЩАНИЮ И ТЕЛЕВИДЕНИЮ. Не ожидали! Однако факт — люди, призванные насаждать и развивать ра­ диоискусство, всей практикой своей ра­ боты не только не способствуют, но тор­ мозят развитие радиодраматургии, радио­ театра. Если бы наши киностудии ограничи­ лись выпуском документальных и науч­ но-популярных фильмов, отказавшись от создания фильмов художественных, то возникло бы примерно то же положение, какое существует сейчас в большинстве радиокомитетов. Мы ежедневно шлем в эфир репортажи, радиоочерки, звучат бе­ седы, выступают ученые, инженеры, практики производства... Дело хорошее, нужное, но ведь и о другом нельзя забы­ вать! Как ничтожно мало выпускаем мы радиопостановок, я не говорю уже о ра­ диопьесах, которых вообще нет. Не пи­ шут драматурги специально для радио, да и только! В чем дело? Казалось бы, положение ненормальное, об этом нужно беспокоиться, искать и устранять причи­ ны наших простоев. Но руководителей это почему-то вовсе не беспокоит. Мы мо­ жем в пределах отпущенных нам денег сделать сколько угодно постановок, а мо­ жем ничего не выпускать, ограничиться прокатом присланных пленок да созда­ нием передач корреспондентского харак­ тера — спрос с нас будет один. Если бы театры не выполняли своих репертуарных планов, об этом бы шел большой разговор и в министерстве и в местных партийно-советских организа­ циях... На радио — даже самих планов выпуска спектаклей не существует. Если бы местные киностудии в тече­ ние длительного времени не выходили со своими фильмами на всесоюзный экран, это квалифицировалось бы как серьез­ ное отставание в их работе... Радиокоми­ теты могут совсем не присылать в Москву ни одной радиопостановки — ни­ кто не потревожит наш покой. Равнодушие к судьбам радиодраматур­ гии доходит до курьезов. Недавно была разработана новая система оплаты мате­ риалов, передаваемых для радио. В «цен­ ник» вошли все виды радиопродукции — информация, обзор, очерк и т. д. Забы­ тыми оказались только... радиопьеса и радиоинсценировка. Поразительно! За­ были не что иное, как душу радиоискус­ ства! Недавно мы получили достойный «Крокодила» документ: «В связи с по­ ступающими запросами разъясняем, что оплата за радиоинсценировки...» и т. д. Интересно, как выглядели бы составите­ ли подобных ценников, если в киноис­ кусстве забыли бы включить пункт об оплате сценариев, а в издательском де­ ле — об оплате романов и поэм?! Легко или трудно написать радиопье­ су, радиоинсценировку? Сущая чепуха1 Не верите? Взгляните в ценник — там совершенно четко определено, что для радио писать в 20, а то и в 100 раз лег- че, чем выполнять аналогичную работу для театра или кино. «Не в этом ли кроется причина того, что до сих пор советской репертуарной радиопьесы не существует?» — подумал я и услышал — ГОЛОС ДРАМАТУРГА. — Не только в этом. Беда и в том, что работа на радио не очень-то уважа­ ется, ее воспринимают как нечто второ­ степенное. Напечататься в журнале — вот это да! Издать свою книгу — еще лучше! При этом неважно, каким тира­ жом, неважно, сколько людей ее прочтет — книга! Это звучит. А что, например,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2