Сибирские огни, 1961, № 4
Вот почему эточтак важно сегодня — радиопьесе, о радиоспектакле, о радио- во весь голос заго^зрить о современной искусстве. ДАВАЙТЕ ПРОГОЛОСУЕМ! Я за радиопьесу, за ежевечерний ра диоспектакль, потому что именно в ра диоспектакле вижу воплощение всех са мых сильных сторон радио, главную форму радиоискусства. Точно так же, как я не мыслю себе кинотеатра без еже дневного кинофильма, театр без спектак ля, экран телевизора без художественно го произведения, точно так же я не пред ставляю себе радио без радиоспектакля! А как вы, товарищи? Вижу, как кто-то засомневался — а не будет ли это слишком однообразно? Ведь ежедневно — радиодрама... Хочет ся и концерт. послушать, и хорошую бе седу, и узнать о трудовом опыте своих товарищей... Позвольте, а кто сказал, что радио пьесы должны быть однообразны? Се годня — радиодрама, завтра — комедия,, послезавтра — музыкальный водевиль с пением! И для бесед, и для лекций оста нется время — радиоспектакль будет за нимать 3 0—4 0—60 минут, не больше. Только изредка можно давать большие полотна на полтора-два часа. Есть еще сомневающиеся? Есть! КОМИТЕТ ПО РАДИОВЕЩАНИЮ И ТЕЛЕВИДЕНИЮ. Не ожидали! Однако факт — люди, призванные насаждать и развивать ра диоискусство, всей практикой своей ра боты не только не способствуют, но тор мозят развитие радиодраматургии, радио театра. Если бы наши киностудии ограничи лись выпуском документальных и науч но-популярных фильмов, отказавшись от создания фильмов художественных, то возникло бы примерно то же положение, какое существует сейчас в большинстве радиокомитетов. Мы ежедневно шлем в эфир репортажи, радиоочерки, звучат бе седы, выступают ученые, инженеры, практики производства... Дело хорошее, нужное, но ведь и о другом нельзя забы вать! Как ничтожно мало выпускаем мы радиопостановок, я не говорю уже о ра диопьесах, которых вообще нет. Не пи шут драматурги специально для радио, да и только! В чем дело? Казалось бы, положение ненормальное, об этом нужно беспокоиться, искать и устранять причи ны наших простоев. Но руководителей это почему-то вовсе не беспокоит. Мы мо жем в пределах отпущенных нам денег сделать сколько угодно постановок, а мо жем ничего не выпускать, ограничиться прокатом присланных пленок да созда нием передач корреспондентского харак тера — спрос с нас будет один. Если бы театры не выполняли своих репертуарных планов, об этом бы шел большой разговор и в министерстве и в местных партийно-советских организа циях... На радио — даже самих планов выпуска спектаклей не существует. Если бы местные киностудии в тече ние длительного времени не выходили со своими фильмами на всесоюзный экран, это квалифицировалось бы как серьез ное отставание в их работе... Радиокоми теты могут совсем не присылать в Москву ни одной радиопостановки — ни кто не потревожит наш покой. Равнодушие к судьбам радиодраматур гии доходит до курьезов. Недавно была разработана новая система оплаты мате риалов, передаваемых для радио. В «цен ник» вошли все виды радиопродукции — информация, обзор, очерк и т. д. Забы тыми оказались только... радиопьеса и радиоинсценировка. Поразительно! За были не что иное, как душу радиоискус ства! Недавно мы получили достойный «Крокодила» документ: «В связи с по ступающими запросами разъясняем, что оплата за радиоинсценировки...» и т. д. Интересно, как выглядели бы составите ли подобных ценников, если в киноис кусстве забыли бы включить пункт об оплате сценариев, а в издательском де ле — об оплате романов и поэм?! Легко или трудно написать радиопье су, радиоинсценировку? Сущая чепуха1 Не верите? Взгляните в ценник — там совершенно четко определено, что для радио писать в 20, а то и в 100 раз лег- че, чем выполнять аналогичную работу для театра или кино. «Не в этом ли кроется причина того, что до сих пор советской репертуарной радиопьесы не существует?» — подумал я и услышал — ГОЛОС ДРАМАТУРГА. — Не только в этом. Беда и в том, что работа на радио не очень-то уважа ется, ее воспринимают как нечто второ степенное. Напечататься в журнале — вот это да! Издать свою книгу — еще лучше! При этом неважно, каким тира жом, неважно, сколько людей ее прочтет — книга! Это звучит. А что, например,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2