Сибирские огни, 1961, № 4
ДйХ. Как же они выглядят? Кого же за числяет автор в герои своих произве дений? Вот «Нигилист». «Носил он брюки уз кие, читал Хемингуэя... Низвергал Гера симова, утверждал Пикассо...» А потом уехал в экспедицию и... «у парня био графия оборвалась нелепо»: он погиб, спасая товарища. Его дневник прочел я. Он светел был и чист. Не понял я: при чем тут прозванье «нигилист». Что верно, то верно: непонятно. Но не понятно другое: почему нужны были ка кие-то исключительные обстоятельства для доказательства хороших «вкусов»? Почему поэт не мог опровергнуть буд ничными примерами «прозванье «ниги лист»? Выходит так: если бы этот парень не погиб, так и остался бы он «нигили стом» и не о чем было бы говорить. Есть дневник? Ну, это, знаете, пусть слезливые люди верят словам хлюпиков. Не в пример автору, больше верится по смертным запискам коммунистов... Я умышленно ставлю поэму и это сти хотворение рядом. Обратите внимание: И пусть, не в пример неискренним, рассчитанным чьим-то словам... И Его дневник прочел я. Он светел был и чист... В первом случае речь идет о комму нистах, во втором — о «нигилисте». Тут и комментировать нечего... Или — еще «героиня»: Муська с конфетной фабрики. На нее «блатные с Троицкого смотрели ласково... Юнец икорочки ей брал зернистой... Команди ровочные ей губы муслили...» и вдруг явился «верящий, большой и добрый», и сердце Муськино растаяло, она «чуть не плакала, что счастье выпало...» М-да... Кажется, лучше героев в нашей жизни не найдешь, как не мог найти лучших стихов журнал «Юность», призванный воспитывать молодое поколение. Справедливости ради, должен сказать, что Евтушенко пишет не только о Мусь ке и о парне в узких брюках. Подборка открывается стихотворением «Москва и Куба», название которого уже говорит о теме. Но как эта тема решается!? Вот концовка стихотворения: Во имя нынешнего дня и вас, все будущие годы,— Фидель, возьми к себе меня солдатом Армии Свободы! Кого же рекомендует поэт в армию Фиделя? Девчушку, которая ни о чем не думает и лишь «притихла», когда на заводском митинге впервые услышала о бельгийских фабрикантах и покровите лях Батисты; «Московского парня», кото рый прогуливается «воскресным парком сквозь листья, смех и песенки» и об од ном у него забота: «Ах, ни о чем бы мне не думалось!» Правда, будучи пионером, он «мечтал идти на Франко», а сейчас у него за душой — ничего, это тот же са мый нигилист, огорчающий «честных производственников» бездумной погоней, за модой. Кого обожгут эти строки? Кого заста вят поверить, что их герой готов сра жаться за свободу Кубы? Бросаясь от' проповеди пошлостр («Муська») к про паганде революции («Москва и Куба»), Евтушенко сам сомневается в том, что. читатели поверят ему, и старается убедить их. «Все это — не пустые; фразы». А в самом-то деле, это пустые фразы автора, как пуст и его герой. Вернусь к поэме. Удивляет: почему она посвящается В. Маяковскому? Тому самому Маяковскому, который писал: Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс... Неужели Евтушенко всерьез думает, что «атакующий класс» может взять на вооружение его поэму? Посвящая поэму великому пролетар скому поэту, следовало бы вспомнить другие его слова, а именно: Литературная шатия, успокойте ваши нервы, отойдите — вы мешаете мобилизациям и маневрам... «Считайте меня коммунистом! — гово рит Евг. Евтушенко.— Правда, я еще ничего такого не совершил, но я буду тверд до конца, я твой, Революция, я с детства коммунист... я... я... я...». Считать или не считать? Проголосуем? Я — против!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2