Сибирские огни, 1961, № 4
Но вернемся к поэме «Бой». «Последняя электричка» — ничто в сравнении с частушками, которые моло дой поэт публикует в этой поэме вслед за строчкой «Четыре сбоку и ваших нет». Я — не ханжа. Но право же, перепе чатывая подобные «перлы», встречаю щиеся только в местах общественного пользования, я вижу, как даже бумага краснеет: Сибирь! «Была я смоляночка-а, Стала самоедочка-а... (?!) Мы всю ночь с миленочком Строим семилеточку! Ой! А Витька с Галочкой, Как винтик с гаечкой, Полюбили намертво, Д ’ не сошлись диаметром... Ой! Такова сегодняшняя Сибирь. Таковы ее люди. Если это называется поэзией — то что же такое поэзия! Кто дал право А. Вознесенскому печатать подобную гнусность, чудовищную, кое-как зариф мованную порнографию? Ведь это же — чистейшее надругательство над целомуд рием, возвышенной силой нашей рус ской классической поэзии, над боевыми традициями нашей советской поэзии, над честью и достоинством человека, над всем, что хотите! И эту сконденсирован ную пошлость издают в нашем, совет ском издательстве, в наш, 1960-й год. И эту-то книжку смеют рекомендовать молодому читателю «критики» А. Мень- шутин и А. Синявский, сравнивая ее с московской и приходя к следующему выводу: «Огорчительно, что эта (т. е. москов ская — К. Л.) книга по качеству самого издания уступает сборнику А. Вознесен ского «Мозаика», вышедшему в 1960 го ду во Владимире. Ряд стихотворений в столичной редакции подвергся неоправ данной «правке». Поэтому знакомиться со стихами Вознесенского рекомендуем по владимирскому сборнику «Мозаика», изданному с большей тщательностью». Так и пишут. Без зазрения совести. Что же еще сказать? Начиная свой панегирик Вознесен скому, А. Меныпутин и А. Синявский во всеуслышание заявили: «В короткий срок Вознесенский при обрел довольно широкий круг почита телей и, что называется, вошел в моду». Браво, критики, из «Нового мира!» Если бы не обложка журнала — можно было бы подумать, что это напечатано в каком-нибудь юмористическом издании. Мода... Что может быть враждебнее истинной поэзии! Мода и подлинное ис кусство — два совершенно противопо ложных, исключающих друг друга поня тия. Решив сделать комплимент Возне сенскому, критики даже не заметили, что он прозвучал издевкой. Да, Вознесенский действительно «мо ден». Столичные (и не только столичные) пижоны, «чувихи», и, бог знает, как их еще зовут, берут в свой убогий, нищий духовный мирок не только буги-вуги и рок-н-ролл, не только галстуки обезьянь их расцветок и джазовые йластинки, оглушающие нормальный слух чудовищ- .ными синкопами,— они берут все худ шее, что есть в творчестве А. Вознесен ского, ибо это тоже «модно», ибо это, по их мнению, «западный стиль». Горько и обидно, что молодой чело век, почти юноша, так безрассудно рас трачивает свои способности, идет к ду ховному обнищанию и эгоцентризму. Ведь совсем недавно, уже после выхода обеих книг, в журнале «Октябрь» появи лось его бредовое стихотворение «По жар в Архитектурном институте». Зна чит, ошибки Вознесенского — не слу чайны. Значит, он твердо убежден в вер ном и нужном направлении своего твор чества. Трудно понять, как в наших журналах и издательствах, наряду со статьями и книгами, в которых раскрывается мир светлых идеалов нашей молодежи, кото-* рые трактуют об идейном воспитании мо лодого поколения, о его духовном богат стве, появляются стихи и книги А. Воз несенского, смакующие и любовно во спевающие самые низменные, самые тем ные стороны человеческой души, прини жающие человека, ставящие его на чет вереньки. Ведь крикливыми, абстрактны ми фразами в той же поэме «Бой», дол женствующими, по мнению А. Вознесен ского, показать его, как борца против невежества, «рыл», «медвежьих углов», ему не прикрыть идейное убожество и весь порочный замысел этой «поэмы». Я утверждаю, что «сибирские» стихи (да и многие другие!) А. Вознесенского — есть зло. Диву даешься: неужели до сих пор наши лучшие, опытнейшие, из вестнейшие поэты не могли заметить, как, развалившись на страницах журна лов и книг, кривляется, позирует и ко кетничает юноша, сверстники которого на переднем крае, на суровых и труд ных стройках меняют облик Сибири? В лучшем случае наши ведущие мастера предпочитают отмалчиваться, в худшем — даже похваливают. Видимо, боязнь прослыть «гонителями» молодых оста навливает их. Думается, что против духовной нище ты и убожества многих стихов Андрея Вознесенского должно подняться все лучшее, все здоровое, что есть в нашей молодой советской поэзии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2