Сибирские огни, 1961, № 4
Здесь уж, если рожают, Обязательно двух! Если сучья — так бивни, А уж если река, Блещут, будто турбины, Белых рыбин бока. Что ни строчка — то развесистая клюква. Почему именно в Сибири нали вают так, что «вышибут дух»? Почему здесь рожают «обязательно двух»? Мож но подумать, что сибиряки — это ка кая-то особая порода людей, особая на циональность, отличная от русских, что сибиряки этакие Ильи Муромцы, а жен щины — под стать им. Даже рыбы в ре ке — не рыбы, а «турбины». Кстати ска зать, где мог увидеть автор «белых ры бин», величиной с турбины? Самая круп ная рыба в сибирских реках — осетр, но он никогда не был белым. Андрею Вознесенскому и этого пока залось мало. Не просторы Сибири инте ресуют его, не мужество сибиряков, их напористость, их воля, направленная сейчас целиком на преобразование сво его родного края. Он ищет ту же самую пикантную таежную экзотику, ищет «клубничку»... Бани! Бани! Двери хлоп! Бабы прыгают в сугроб. Прямо с пылу, прямо с жару — Ну и ну! Слабовато Ренуару До таких сибирских «ню». Что мадонны! Эти плечи, Эти спины наповал... Даже и в несколько переделанном после публикации в «Литературной га зете» виде это стихотворение по-прежне му остается злой карикатурой на отдален ные уголки Сибири, даже на ее самые таежные, самые глухие. Вот уж где, по- истине, «смесь французского с нижего родским»! Тут и Ренуар, тут и сибир ская «экзотика». И опять-таки — это не от жизни. Это от литературщины, которая, как корро зия, насквозь проедает даже самые «со временные», самые актуальные по за мыслу стихи А. Вознесенского. Вот. еще одно стихотворение — «Тайга»: Твои зубы смелы, В них усмешка ножа, И гудят, как шмели, Золотые глаза! Ты отнюдь не монахиня, Хоть в округе — скиты. Бродят пчелы мохнатые, Нагибая цветы... Поди ж ты, даже и «скиты» нашел у нас, в тайге, неутомимый Андрей Возне сенский! А ведь единственное, что еще до недавнего времени оставалось от кер жацких скитов — это старое название Дивногорска, города молодежи, города строителей Красноярской ГЭС. Там дей ствительно когда-то до революции был скит. Думаю, что это не случайно. Именно- такой — пьющей так, что вышибает дух, краем кержацких скитов, звериных ин стинктов предстала перед нами Си бирь в стихах Вознесенского. И тут ни чего не меняют, не спасают положения даже самые ортодоксальные концовки, вроде: Героини в палатках. Перестройка миров. В том-то и беда, что не героинь в па латках и не перестройку миров увидел» в Сибири Вознесенский. Он увидел то, что давно ушло или уходит, а что не уви дел — то выдумал. Да, Сибирь в росте, в становлении. На наших глазах происходит не только лом ка старого, таежного. Главное — проис ходит ломка характеров, человеческих: отношений. Но, как зеленая весенняя трава сквозь пожухлую гниль прошло годней листвы, пробивается новое. Его ничего не остановит. Оно сметает все на своем пути, ибо за ним — будущее. Но не это, видимо, интересует А. Воз несенского. Ведь он — «поэт наступле ния, вмешательства в жизнь», по харак теристике А. Менынутина и А. Синяв ского. Как смешно, нелепо звучит эта фраза после всего того, что мы процити ровали выше! ■ «Сибирские» стихи — это еще не все, что написал о нашем крае молодой поэт. В его владимирской книжке «Мо заика» Сибири посвящена еще поэма «Вой». Что послужило замыслом, путеводной нитью для этой «поэмы», полной бес смысленного разрушения живой ткани стиха? Оказывается, где-то в Якутии в годы Отечественной войны родился мальчик, не по возрасту большой. Да, да, мальчик-черт. По крайней мере так «определил» его «шаман». Ребенка от няли у матери и положили в хлев, к свиньям. Там он и вырос. Среди хряков. Допустим даже, что это так и было. Допустим... Хотя я уверен, что если бы об этом узнали якуты — самая много численная, самая культурная националь ность сибирского Севера, имеющая свою давнюю культуру, письменность, то Андрею Вознесенскому, скажем прямо, явно не поздоровилось бы! Но разве в этом — характерные черты советской, социалистической Якутии, ее людей? Ра зве поэт, идущий вперед, станет выиски вать в нашей жизни, в нашей действи тельности, самые темные, самые отврати тельные пятна, самые животные инстин кты? Нельзя без физического отвращения читать, скажем, такие строки: Родился Ромео! Родился Мурильо! Румяный безмерно.*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2