Сибирские огни, 1961, № 4
.Т ри Казимир ЛИСОВСКИЙ КУДА-ТО НЕ ТУДА... Заметки о » сибирских“ стихах А. Вознесенского Но мчит меня по ле звию Куда-то не туда... А. Вознесенский. «Колесо смеха». тушенко и А. Вознесенского, статей, в общем, хвалебных, только одна статья прозвучала трезво, партийно, с острой, вполне закономерной тревогой за даль нейшую творческую судьбу этих поэтов. Я имею в виду статью Ю. Верченко «Поэтическое гусарство и общие места навыворот» («Комсомольская правда» от 4 февраля 1961 г.). Но вот на страницах первого номера журнала «Новый мир» за нынешний год появилась путаная, вредная по своей на правленности и выводам статья А. Мень- шутина и А. Синявского, в которой не только берутся под защиту все недо статки стихов того же Вознесенского, но панегирически превозносится то нездо ровое , манерное, далекое от истинной поэзии, что есть в его стихах1. Передо мной лежат две книжки этого «самого интересного поэта», как пишут А. Меньшутин и А. Синявский: «Пара бола» и «Мозаика». Обе вышли в про шлом году. Первая — в Москве, вто рая — во Владимире. Подробный разбор двух книг А. Воз несенского не входит в мою задачу. Она гораздо скромнее. Мне хочется остано виться на его «сибирских», если так мож но сказать, стихах. Я имею на это пра во, поскольку живу в Сибири, знаю и люблю ее. Но прежде, чем начать раз говор об этих стихах, небезынтересно, по-моему, поговорить об «оригинально сти» и «новаторстве» этого молодого поэта. 1 Когда эти строки были уже написаны, в га зете «Литература и жизнь» появилась очень ин тересная, умная статья В. Бушина, дающая сп- пор критикам из «Нового мира». Сила поэта — в верности народу, в слу жении ему. Богатство поэта в богатстве нашей жизни, нашей действительности, в ее динамичности и многогранности. Все эти бесспорные, абсолютные истины приходится, увы, повторять вновь и вновь... И это — не случайно. В последние годы в хор голосов поэ тов старшего поколения все отчетливей, ощутимей стали врываться еще ломкие, не очень уверенные, но свежие, задор ные, наливающиеся силой голоса моло дых. Мне не хочется прибегать к обыч ному в таких статьях «поминальному» списку. Во всяком случае можно со спо койной совестью сказать, что эстафета нашей поэзии будет передана в надеж ные руки. Но как-то так получилось, что с уди вительной последовательностью и ка- кой-то нудной навязчивостью некоторые наши критики склонны процессы роста, становления молодой поэзии сводить, чаще всего, лишь к двум именам — Е. Евтушенко и А. Вознесенского. Неискушенный читатель может, чего доброго, и в самом деле подумать, что именно они, эти поэты, определяют се годняшнее лицо поэзии, что они — ее правофланговые, «впередсмотрящие». Не случайно, дескать, и «Литературная газета» и «Литература и жизнь», как бы сговорившись, почти одновременно по свящают им дружеские эпиграммы и шаржи, а критики в журналах — объем ные статьи. Причем чисто критические замечания в этих статьях похожи ско рее на похвалу, чем на осуждение. Среди множества статей, появившихся в последнее время о творчестве Е. Ев-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2